Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2011 г.
Открытое акционерное общество "Возрождение" (далее - ОАО "Возрождение", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2009 N 256 Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением от 12.07.2010 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 20.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, постановление от 24.06.2009 N 256 признано незаконным.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель указал, что применение судом апелляционной инстанции положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неправомерным; обязанность раскрытия информации об аффилированных лицах за 4 квартал 2008 года должна быть исполнена обществом в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг в редакции от 30.08.2007; редакция Положения от 23.04.2009, изменившая порядок раскрытия информации, применяется только со 2 квартала 2009 года.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, суд кассационной инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом, 15.04.2009 административным органом направлено предписание N 51-09-ЕС-10/3305 об устранении нарушений, из содержания которого следует, что ОАО "Возрождение" нарушило требования пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", в срок до 06.05.2009 не представило список аффилированных лиц по состоянию на 31.12.2008. Указанным ненормативным актом обществу предписано в срок не позднее 15 дней с момента получения представить список аффилированных лиц по состоянию на 31.12.2008.
Поскольку предписание обществом не было исполнено, 13.05.2009 административным органом составлен акт о неисполнении предписания, в котором указано, что датой совершения административного правонарушения является 07.05.2009; 02.06.2009 административным органом составлен протокол N 256 об административном правонарушении; 24.06.2009 вынесено постановление N 256, которым общество привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, сославшись на законность предписания от 15.04.2009 и неисполнение предписания обществом в установленный срок, сделал вывод о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и спорное постановление, применил статью 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что на момент вынесения судебного решения обязанность по представлению списка аффилированных лиц акционерного общества на бумажном носителе отменена, постановление об административной ответственности не исполнено.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.
Согласно части 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Законность предписания означает требование об исполнении обязанности, предусмотренной законом, иными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Разделом 8.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (в редакции, действовавшей до 01.07.2009), предусмотрена обязанность акционерного общества представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н положения раздела 8.5 Положения о раскрытии информации изложены в новой редакции, согласно которой с 01.07.2009 обязанность акционерного общества представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц устранена, такой список должен публиковаться на странице в сети Интернет.
Таким образом, на момент принятия спорного постановления (24.06.2009) предписание административного органа было основано на законе. Однако спорное постановление не приведено в исполнение и после 01.07.2009 для принятия вышеназванного предписания у административного органа основания отсутствовали, так как положение и содержание обязанностей общества изменены.
В силу части 1, 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В рассматриваемом случае законодательным актом изменено положение лица, совершившего административное правонарушение, постановление о привлечении общества к административной ответственности за непредставление списка аффилированных лиц на бумажном носителе не исполнено, поэтому апелляционный суд правомерно признал такое постановление незаконным.
Что касается факта неисполнения обязанности по раскрытию информации, то постановлением от 08.04.2009 N 115 общество привлечено к ответственности по части 2 стати 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что постановление суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и его отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 20.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-16914/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1, 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
...
Что касается факта неисполнения обязанности по раскрытию информации, то постановлением от 08.04.2009 N 115 общество привлечено к ответственности по части 2 стати 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что постановление суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и его отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 января 2011 г. по делу N А45-16914/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании