Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация" 29.04.2010 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 8 573,74 кв.метров с кадастровым N 42:24:0501001:209, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр.
Также заявитель просил признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0501001:209 в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр.
Заявитель просил признать незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 573,74 кв.метров с кадастровым N 42:24:0501001:209 в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр.
Кроме того, заявитель просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр земельного участка с кадастровым N 42:24:0501001:209 площадью 8 573,74 кв.метров.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
К участию в деле заинтересованным лицом привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 29.07.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 8 573,74 кв.метров с кадастровым N 42:24:0501001:209 в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр.
Также суд признал недействительным пункт 7 решения Федеральной службы Росреестра, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0501001:209 в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр.
Суд признал незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра, которые выразились в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0501001:209 площадью 8 573,74 кв.метров в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр.
На Управление Росреестра возложена обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 8 573,74 кв.метров с кадастровым N 42:24:0501001:209 в сумме 51 134 299 рублей 78 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 964 рублей 06 копеек за 1 кв.метр
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверке отчета оценщика органом кадастрового учета.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил выводы о несоблюдении органом кадастрового учета порядка построения статистической модели и расчета кадастровой стоимости исходя из определенного состава факторов, сведений об их значении, рыночной информации, ненадлежащей проверке предоставленного отчета.
В кассационной жалобе Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра просят отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований ООО "Корпорация" отказать.
Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра не согласны с выводами судов о нарушении порядка проведения административных процедур при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также отсутствии проверки отчета.
Кроме того, заявители кассационной жалобы считают, что решение Федеральной службы (пункт 7), оформленное актом от 24.11.2008 N 2 о проверке отчета не содержит властного предписания, не нарушает прав и интересов заявителя, не возлагает на него какие-либо обязанности, в том числе по уплате земельного налога, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому не может быть признано недействительным.
С учетом утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 результата государственной кадастровой оценки земельного участка, Федеральная служба Росреестра и Управление Росреестра полагают, что права и интересы заявителя не нарушены, поскольку оспариваемые действия носят технический характер и не несут для этого лица неблагоприятных последствий.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве поддержало кассационную жалобу Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра, ходатайствует о рассмотрении этой жалобы в отсутствие своего представителя.
ООО "Корпорация" и Коллегия администрации Кемеровской области отзывы на кассационную жалобу Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра не направили, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, в собственности ООО "Корпорация" находится земельный участок площадью 8 573,74 кв.метров с кадастровым N 42:24:0501001:209, расположенный относительно ориентира по проспекту Кузнецкий, 41 в городе Кемерово.
По результатам государственной кадастровой оценки земель Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила кадастровую стоимость этого земельного участка в размере 51 134 299 рублей 78 копеек, сведения о которой 30.03.2010 стали известны ООО "Корпорация".
Ссылаясь на отчет ООО "Торгово-Консалтинговая Группа"" от 15.04.2010 N 08/10 об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 7 845 588 рублей, ООО "Корпорация" в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспорило достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, акт о его проверке, действия по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в этот период времени, государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции сделал неправомерный вывод о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка ООО "Корпорация" и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ООО "Корпорация" в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует способу защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции не устранил ошибочные выводы суда первой инстанции о применении указанных норм права.
Таким образом, неправильные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Корпорация", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.07.2010 по делу N А27-6295/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 по этому делу отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Корпорация" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Корпорация", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2011 г. по делу N А27-6295/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6295/10
05.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-224/11
28.08.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8316/10
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6295/10
08.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-224/11
18.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-224/11
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4395/2011
25.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4395/11
28.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4395/2011
10.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-6295/2010
26.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8316/10
29.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6295/10