Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Новокузнецкий хладокомбинат" (далее - ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнённым при новом рассмотрении дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), правопреемнику Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости), о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 площадью 30 622 кв.м в сумме 200 610 846 руб. 40 коп. и удельном показателе в размере 6 551 руб. 20 коп. за 1 кв.м;
- с кадастровым номером 42:30:0207052:84 площадью 4 169 кв.м в сумме 27 085 176 руб. 79 коп.,
- с кадастровым номером 42:30:0207052:85 площадью 2 567,97 кв.м в сумме 16 682 277 руб. 80 коп.,
- кадастровым номером 42:30:0207052:86 площадью 8 077,04 кв.м в сумме 52 470 794 руб. 18 коп.,
- с кадастровым номером 42:30:0207052:87 площадью 1 692,03 кв.м в сумме 10 991 917 руб. 57 коп.,
- с кадастровым номером 42:30:0207052:88 площадью 14 115,88 кв.м в сумме 91 700 850 руб. 09 коп. и удельном показателе в размере 6 496 руб. 29 коп. коп. за 1 кв.м, расположенных по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12, а также об обязании Управления Росреестра исключить эти сведения из государственного земельного кадастра.
Заявление в суд мотивировано несоответствием оспариваемых действий нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля"), коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 30.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 22.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить вынесенные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что Управлением Роснедвижимости не был произведён статистический анализ рыночной информации, так как орган кадастрового учёта не должен осуществлять такие действия.
Указывает, что результаты кадастровой оценки утверждены исполнительным органом Кемеровской области, а действия органа кадастрового учёта носят только технический характер.
Полагает, что суды, дав оценку действиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, вышли за пределы рассматриваемых требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Управление Росреестра, ФГУП ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 площадью 30 622 кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - под промышленные предприятия (свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2008 N 867281).
По решению совета директоров ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" упомянутый земельный участок был разделён на пять земельных участков (протокол от 16.01.2009), которым присвоены следующие кадастровые номера: 42:30:0207052:84, 42:30:0207052:85, 42:30:0207052:86, 42:30:0207052:87, 42:30:0207052:88.
Право собственности на указанные земельные участки ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" зарегистрировало 26.02.2009, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права NN 907164, 907165, 907166, 907167, 907168.
14.04.2009 на запрос заявителя заинтересованное лицо предоставило сведения о кадастровой стоимости перечисленных земельных участков по состоянию на 2009 год (письмо N 07/12-1603).
Подробную информацию о расчёте кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 заинтересованное лицо направило ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" с письмом от 05.06.2009 N 07/12-2562.
Ссылаясь на неправомерность действий Управления Роснедвижимости по формированию кадастровой стоимости спорных земельных участков, чем нарушены права ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" как налогоплательщика, заявитель подал в арбитражный суд настоящее заявление.
При удовлетворении требований ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при выполнении государственной функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе при внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков Управлением Роснедвижимости неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этих участков.
Однако данный вывод сделан при неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента указаны государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков регламентирован Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
В частности, в пункте 2.1.3 Методических указаний N 222 закреплено, что при образовании нового земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно материалам дела расчёт кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешённого использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) во исполнение заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, осуществлён при непосредственном контроле органа кадастрового учёта, о чём свидетельствует протокол предварительной проверки от 11.11.2008.
Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Федеральным агентством кадастра недвижимости, который счёл его соответствующим Методическим указаниям N 39.
Представленные Управлением Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области, в том числе земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 в сумме 200 610 846 руб. 40 коп. в виде удельного показателе в размере 6 551 руб. 20 коп. за 1 кв.м по девятому виду разрешённого использования, утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 и подлежат применению с 01.01.2009.
Названное постановление коллегии администрации Кемеровской области в указанной части не признано недействительным либо недействующим и в установленном законом порядке не отменено.
Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 прекратил своё действие 26.02.2009, то есть с даты государственной регистрации заявителем права собственности на образованные при его разделе земельные участки.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 42:30:0207052:84, 42:30:0207052:85, 42:30:0207052:86, 42:30:0207052:87, 42:30:0207052:88, расположенные в кадастровом квартале 42:30:0207052 г. Новокузнецка, образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:0003 и не вошли в Перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области, расчёт кадастровой стоимости которых произведён по состоянию на 01.01.2007, то они являются вновь образованными.
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 утверждены представленные Управлением Роснедвижимости средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), а также средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:30:0207052 г. Новокузнецка в размере 6 496 руб. 29 коп. за 1 кв.м по девятому виду разрешённого использования. Данное постановление в названной части не оспорено.
Значение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в сумме 27 085 176 руб. 79 коп., в сумме 16 682 277 руб. 80 коп., в сумме 52 470 794 руб. 18 коп., в сумме 10 991 917 руб. 57 коп. и в сумме 91 700 850 руб. 09 коп. получено Управлением Роснедвижимости в результате умножения площадей земельных участков на вышеуказанный удельный показатель кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что принадлежащие ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" земельные участки являются вновь образованными, Управление Роснедвижимости правомерно определило кадастровую стоимость этих земельных участков посредством умножения утверждённого исполнительным органом власти удельного показателя на площадь земельных участков.
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
С учётом изложенного судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установление судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 22.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11227/2009 отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении требований ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 утверждены представленные Управлением Роснедвижимости средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), а также средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:30:0207052 г. Новокузнецка в размере 6 496 руб. 29 коп. за 1 кв.м по девятому виду разрешённого использования. Данное постановление в названной части не оспорено.
...
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2011 г. по делу N А27-11227/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7270/11
20.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7270/11
30.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7270/11
11.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-11227/2009
21.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-11227/2009