Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июля 2003 г. N Ф04/3502-950/А46-2003
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" (далее ОМО им. Баранова) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействующим Постановления Главы городского самоуправления г. Омска от 09.04.1997 N 111-П "Об утверждении и введении в действие норм сброса загрязняющих веществ в систему канализации города Омска". Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемый нормативный акт противоречит законам и иным нормативным актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее МУП "Водоканал").
В судебном заседании представитель заявителя уточнил предмет иска - просил признать недействующим пункт 1 указанного Постановления и нормы сброса загрязняющих веществ по алюминию, меди и железу, указанные в приложении к Постановлению.
Решением от 10.05.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что основания, предусмотренные законодательством для признания акта недействующим, отсутствуют.
В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе ОМО им. Баранова просит решение от 10.05.2003 отменить и принять новое решение. Заявитель жалобы полагает, что судом не дана правовая оценка нормативам сброса ПДК загрязняющих веществ в систему канализации г. Омска; не дана оценка заключению ФГУ "Центр экологического контроля и анализа"; вывод суда о том, что право устанавливать нормы сброса было предоставлено городской администрации, не соответствует п. 1.3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Приказом Минстроя России от 11.08.1995 N 17-94; судом неправомерно сделан вывод о соответствии оспариваемого акта нормам, закрепленным в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167; заявитель не согласен, что Закон "Об охране окружающей среды" не распространяется на предприятие заявителя, поскольку сточные воды, направляемые на водосборные площади МУП "Водоканал", являются видом негативного воздействия на окружающую природную среду. В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Омска, считая решение законным и обоснованным, просит его оставить в силе. В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Водоканал" просит решение оставить без изменения, как законное и обоснованное. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норма материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 Постановления Главы городского самоуправления г. Омска от 09.04.1997 N 111-П "Об утверждении и введении в действие норм сброса загрязняющих веществ в систему канализации города Омска", опубликованного в газете "Вечерний Омск" N 74 от 17.04.1997 утверждены и введены в действие с 01.05.1997 нормы сброса загрязняющих веществ в систему канализации г. Омска, обязательные для всех юридических и физических лиц, расположенных на территории г. Омска, содержащиеся в приложении к Постановлению.
В Приложении к Постановлению указаны нормы сброса конкретных загрязняющих веществ.
ОМО им. Баранова, считая, что данный нормативный акт не соответствует законам и иным нормативным актам и нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 указанного постановления и норм сброса загрязняющих веществ по алюминию, меди и железу, указанные в приложении к оспариваемому Постановлению.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Суд также должен проверить, принят ли акт уполномоченным на то органом или лицом.
При принятии решения по делу суд правильно и полно установил фактические обстоятельства дела, отношениям сторон дал надлежащую правовую оценку, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений процессуального закона.
Кассационная инстанция соглашается с выводами суда, что оспариваемый нормативный акт соответствует Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2061-1, Федеральному закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Правилам приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденным Министерством ЖКХ РСФСР АКХ им. Памфилова в 1998 году, Санитарным правилам и нормам охраны поверхностных вод от загрязнения, утвержденным Госсанэпиднадзором России в 1988 году, Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минстроя России от 11.08.1995 N 17-94, Постановлению Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310, Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Уставу города Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, Решению Омского городского Совета "Об утверждении Правил приема и порядка взимания платы за сброс сточных вод в систему канализации города Омска" от 02.10.1996 N 239, Правилам приема и порядка взимания платы за сброс сточных вод в систему канализации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 02.10.1996 N 239.
В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом, при этом доводы заявителя жалобы об отсутствии согласования с Комитетом по охране природы не обоснованы, поскольку п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации не предусматривает необходимость такого согласования.
Довод кассационной жалобы о том, что судом не дана правовая оценка заключению ФГУ "Центр экологического контроля и анализа", судом не принимается, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом.
В связи с изложенным оснований для принятия доводов заявителя кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10.05.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N к/у-1/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2003 г. N Ф04/3502-950/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании