Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 апреля 2007 г. N Ф04-2438/2007(33577-А46-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омскгидропривод" (далее - ОАО "Омскгидропривод") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - инспекция) N 79101 от 10.10.2006 об уплате пени в сумме 30689 руб.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2007 заявление ОАО "Омскгидропривод" удовлетворено, требование инспекции N 79101 от 10.10.2006 признано недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Инспекция считает, что допущенные ей формальные нарушения пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пропуск трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, не являются основаниями для признания требования N 79101 от 10.10.2006 недействительным.
По мнению налогового органа, требование об уплате налога может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, а также в случае существенных нарушений, допущенных к его содержанию.
Кроме того, инспекция полагает, что правомерно направила налогоплательщику требование об уплате начисленной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 на реструктуризируемую сумму задолженности по налогу на добавленную стоимость пени в размере 30207,84 руб., а также пени в размере 481,16 руб. на задолженность по отмененному специальному налогу.
ОАО "Омскгидропривод" представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией в адрес ОАО "Омскгидропривод" направлено требование N 79101 об уплате по состоянию на 10.10.2006 пени в размере 30689 руб.
Не согласившись с указанным требованием инспекции, ОАО "Омскгидропривод" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявления налогоплательщику, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщиц не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Федеральным законом от 23.02.1995 N 25-ФЗ "О специальном налоге с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей" специальный налог, введенный Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" был отменен с 01.01.1996.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что требованием инспекции N 79101 от 10.10.2006 на ОАО "Омскгидропривод" возложена обязанность по уплате начисленной на реструктуризируемую сумму задолженности по налогу на добавленную стоимость пени в размере 30207,84 руб., а также пени в размере 481,16 руб. на задолженность прошлых лет по отмененному специальному налогу, что налоговым органом не оспаривается.
Между тем, в указанном требовании налогового органа отсутствуют сведения о размере и сроке уплаты недоимки по налоговым платежам, на которую начислены взыскиваемые пени, а также о периоде начисления пени и ее ставке.
Поскольку из требования инспекции невозможно проверить обоснованность и правильность начисления пени, а также, учитывая, что пени начислены на задолженность прошлых лет, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявление ОАО "Омскгидропривод" и признал недействительным требование N 79101 от 10.10.2006.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с инспекции в доход федерального бюджета в размере 1000 руб.
В силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдается судом первой инстанции, рассматривающим спор по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.01.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18056/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2007 г. N Ф04-2438/2007(33577-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании