Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июня 2007 г. N Ф04-4162/2007(35583-А81-8)
(извлечение)
Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее Управление ФРС) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент финансов) о взыскании 7546460,48 руб. неосновательного обогащения.
Исковые требования мотивированы ссылками на статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и теми обстоятельствами, что Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее Учреждение юстиции) при его реорганизации незаконно перечислило на расчетный счет Департамента финансов администрации Ямало-Ненецкого автономного округа остаток денежных средств на счете в размере 6264545,65 руб., а Департамент - не возвратил Российской Федерации необоснованно полученные денежные средства.
Департамент финансов с исковыми требованиями не соглашался, считал, что Управление ФРС не уполномочено взыскивать денежные средства от имени и в интересах Российской Федерации" поскольку главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, каковой ответчик считает спорную сумму, является Министерство финансов РФ, Полагал, что спор не подведомственен арбитражному суду и указывал на отсутствие экономического характера у возникшего между сторонами спора. Указывал, что денежные средства от регистрационных действий поступают в бюджет и ие являются средствами, полученными от предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности, как об этом утверждает истец.
Ссылался на отсутствие материально-правовых оснований для взыскания денежных средств на основании статьи 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации и полагал, что в данном спорном случае правовые основания для перечисления Управлением юстиции спорной суммы Департаменту финансов имелись, т.к. производилась передача в федеральную собственность имущества Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и состав передаваемого имущества определялся на дату составления акта приема-передачи, но не позднее 31.12.2004. В силу же положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Приказа Минфина РФ N 105н неиспользованные средства бюджетных учреждений подлежали зачислению на лицевые счета главного распорядителя до 31.12.2004.
Решением от 05.02.2007 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В настоящей кассационной жалобе истец предлагает состоявшееся по делу решение отменить и исковые требования удовлетворить, взыскав с Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Управления ФРС 6264545, 65 руб. неосновательного обогащения.
Управление ФРС оспаривает выводы арбитражного суда, касающиеся права истца на предъявление данного иска и считает себя надлежащим истцом. Полагает, что в данном случае суд неправильно применил статью 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положения Указов Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004, N 1315 от 13.10.2004, а также статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оспаривает выводы арбитражного суда, посчитавшего, что заявленные по взысканию денежные средства являются бюджетными и указывает, что спорная сумма была получена Учреждением юстиции до его реорганизации в виде платы за регистрацию прав и предоставление информации о зарегистрированных правах и в силу закона не могла быть использована на иные цели, не связанные с созданием, поддержанием и развитием системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Рассматривая спорный вопрос, арбитражный суд не применил Распоряжение Правительства Российской Федерации N 2033-р от 24.11.2005, устанавливающее, что денежные средства, находящиеся на счетах бывших учреждений юстиции подлежали перечислению на специальный лицевой счет Управления ФРС.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент финансов ссылался на недоказанность доводов Управления ФРС о том, что взыскиваемые истцом денежные средства были получены Управлением юстиции в 2004 году от предпринимательской деятельности, полагал, что отсутствуют материально-правовые основания для взыскания денежных средств, Управление ФРС не уполномочен Российской Федерацией на предъявление настоящего иска и в силу предоставленных Управлению ФРС полномочий данная служба с ноября 2005 г. осуществляет функции администратора поступлений средств федерального бюджета.
Принявшие участие в рассмотрении кассационной жалобы представители истца и ответчика доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали.
Законность состоявшегося по делу решения проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 образована Федеральная регистрационная служба, которой переданы функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ранее осуществляемые Учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях реализации названного Указа Постановлением Правительства РФ от 17.12.2004 N 1647-р органам исполнительной власти субъектов РФ предписано осуществить передачу в федеральную собственность учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Приказом Федеральной регистрационной службы N 79, вступившим в силу 01.01.2005, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ямало-Ненецкого автономного округа принято в федеральную собственность.
В связи с проводимой реорганизацией 30.12.2004 Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ямало-Ненецкого автономного округа перечислило на счет Департамента финансов администрации Ямало-Ненецкого автономного округа остаток средств, полученных от взимания платы за регистрационные действия, в общей сумме 6264545,65 руб.
Посчитав, что оснований для перечисления этих денежных средств Департаменту финансов у Управления юстиции не имелось и названная сумма предназначалась передаче образованному в 2004 году Управлению ФРС, Управление посчитало Департамент неосновательно обогатившимся и настоящим иском обратилось в арбитражный суд о взыскании с ответчика в пользу Российской Федерации в лице Управления ФРС денежных средств в сумме 6264545,65 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1281914,83 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа не согласился с доводами истца, принял во внимание возражения ответчика, указал на отсутствие у истца полномочий предъявлять "к о взыскании средств федерального бюджета от имени Российской Федерации и пришел к выводу о том, что денежные средства, о взыскании которых просит истец, не являются средствами, подученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Оснований переоценивать эти выводы арбитражного суда у кассационной инстанции не имеется, поскольку решение суда первой инстанции об отказе в иске надлежащим образом мотивировано ссылками на нормы материального права и фактические обстоятельства дела.
Дословно из искового заявления Управления ФРС следует, что оно на основании статьи 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявило требование о взыскании с Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Российской Федерации в лице Управления ФРС спорную денежную сумму.
Из этого следует, что Российская Федерация должна была уполномочить Управление ФРС на предъявление такого иска. Между тем, материалы настоящего дела таких доказательств не содержат. В то же время арбитражным судом установлено, что реорганизация Управления юстиции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в форме присоединения к Главному управлению ФРС по Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономным округам и передача имущества этого Управления юстиции в федеральную собственность производилась 30.12.2004. Оставшиеся на счету бывшего Учреждения юстиции денежные средства (независимо от их бюджетной классификации) в соответствии с действующим в тот период законодательством, а именно статей 242, 253, 264 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Приказа Минфина РФ N 105н от 22.11.2004 "Об утверждении порядка завершения исполнения федерального бюджета за 2004 год по расходам и по погашению источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета", неиспользованные средства бюджетных учреждений подлежали зачислению на лицевые счета главного распорядителя до 31.12.2004.
Подпункт 17.2. пункта 6 раздела II Положения о федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента РФ N 1315 от 13.10.2004 в редакции Указа N 1521 от 23.12.2005, и Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2005 N 2033-р, на основании которых Управление ФРС посчитало своим правом обратиться с настоящим иском, в момент перечисления спорной суммы на лицевой счет главного распорядителя (30.12.2004) еще не были приняты, следовательно, установленный названными Указом Президента РФ и Распоряжением Правительства порядок зачисления остатков денежных средств на счетах Управления юстиции на лицевые счета Управления ФРС не мог быть применен до принятия соответствующих нормативных актов.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции имелись основания указать на отсутствие у Управления ФРС полномочий от имени Российской Федерации требовать возврата перечисленных Департаменту финансов в декабре 2004 года денежных средств, а также указать на недоказанность доводов истца о том, что на стороне ответчика имелось неосновательное обогащение.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о неправильном применении арбитражным судом норм материального права своего подтверждения в материалах настоящего дела не нашли, В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации пунктом 1 статьи 333.37 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящей кассационной жалобе подлежит взысканию в доход бюджета с Управления ФРС в размере 1000 руб. (см. п. З Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 05.02.2007 по делу N А81-5114/2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать в доход бюджета с Управления ФРС по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам 1000 руб. государственной пошлины. Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июня 2007 г. N Ф04-4162/2007(35583-А81-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании