Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 сентября 2007 г. N Ф04-6117/2007(37931-А70-7)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Кооператор Севера" (далее - ООО "Кооператор Севера") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 1 (далее - Инспекция ФНС РФ) о признании незаконным постановления от 19.04.2007 N 016499 по делу об административном правонарушении.
Заявленные требования мотивированы отсутствием вины юридического лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Кроме того, ООО "Кооператор Севера" указывает, что статьей 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товара без применения контрольно-кассовой техники, в то время как продавец по невнимательности кассовый чек отбила, но на меньшую сумму.
Решением от 17.05.2007 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении требований ООО "Кооператор Севера" отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Кооператор Севера", ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, просит вынесенные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Считает, что арбитражные суды необоснованно не приняли во внимание представленные доказательства того, что ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в данном случае должна нести продавец. Кроме того, указывает на нарушение налоговым органом срока составления протокола об административном правонарушении.
Представитель Инспекции ФНС РФ в судебном заседании просил оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений на нее, выслушав представителя налогового органа, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 13.04.2007 Инспекцией ФНС РФ проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ) в принадлежащем ООО "Кооператор Севера" магазине "Продукты", расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 30 А.
В ходе проверки налоговым органом установлен факт осуществления расчетов наличными денежными средствами без применения контрольно-кассовой техники при продаже 1 бутылки водки "Раунд" по цене 70 руб. продавец Р. отбила кассовый чек на сумму 20 руб.
По результатам проверки Инспекцией ФНС РФ составлен акт проверки N 018083 от 13.04.2007 и определением от 13.04.2007 в отношении ООО "Кооператор Севера" назначено административное расследование в связи с отсутствием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждается производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении N 026117 составлен налоговым органом 16.04.2007 в присутствии представителя ООО "Кооператор Севера".
По результатам рассмотрения протокола и материалов проверки Инспекцией ФНС РФ вынесено постановление от 19.04.2007 N 016499 о привлечении ООО "Кооператор Севера" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Полагая, что указанное постановление Инспекции ФНС РФ не соответствует закону, ООО "Кооператор Севера" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая ООО "Кооператор Севера" в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из правомерности привлечения его к административной ответственности.
Частью 1 статьи 2 и статьей 5 ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ установлена обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять ККТ и выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Факт неприменения ККТ установлен судом, подтверждается материалами дела и ООО "Кооператор Севера" по существу не оспаривается. Однако заявитель считает, что вина юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует, поскольку им сделано все возможное и необходимое для соблюдения ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ: место продавца оборудовано исправной ККМ; с Р. заключен трудовой договор, и она ознакомлена с должностной инструкцией, в которой предусмотрено, что продавец обязан уметь выполнять операции на контрольно-кассовой машине и несет ответственность за отпуск покупателю товаров без кассового чека. В связи с этим, по мнению ООО "Кооператор Севера", ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники должна нести продавец Р.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24.02.1998 N 6819/97, от 09.12.2003 N 10964/03, от 03.08.2004 N 6902/04, все торговые операции, ведущиеся в торговой точке организации, следует рассматривать как осуществляемые от ее имени. Следовательно, принимая на работу продавца, организация несет ответственность за неприменение им контрольно-кассовой техники.
Неисполнение юридическим лицом требований ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности, установленной статьей 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ООО "Кооператор Севера" не были приняты все зависящие от него меры по применению ККМ, поскольку им не было обеспечено соблюдение требований.
Ссылки заявителя на нарушение процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении несостоятельны.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, установленные статьей 28.7 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 5 статьи 28.7 КоАП РФ проведение административного расследования допускается в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. При этом срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно акту проверки N 018083 правонарушение было выявлено 13.04.2007, а протокол составлен 16.07.2007. Из содержания определения от 13.04.2007 следует, что проведение административного расследования было назначено в связи с отсутствием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, которое препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.
В абзаце 3 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что, установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Из материалов дела видно, что в период проведения административного расследования Инспекцией ФНС РФ принимались меры для того, чтобы при составлении протокола присутствовал уполномоченный представитель ООО "Кооператор Севера". Протокол об административном правонарушении составлен с участием законного представителя заявителя. Тем самым налоговый орган, назначив административное расследование, принял меры для наиболее полного и всестороннего выяснения обстоятельств совершенного правонарушения и обеспечил соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав ООО "Кооператор Севера" как лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении.
Всесторонне и полно исследовав и оценив доводы сторон, обстоятельства дела и представленные в их подтверждение доказательства, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о правомерности привлечения ООО "Кооператор Севера" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и отсутствии нарушений закона со стороны налогового органа при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.05.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2007 по делу N А70-2563/8-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2007 г. N Ф04-6117/2007(37931-А70-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании