Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 октября 2007 г. N Ф04-9241/2006(39344-А27-40)
(извлечение)
Дочернее холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытое акционерное общество "Кузбассэнергоуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании недействительным требования N 365732 от 11.05.2006 в части взыскания пеней в общем размере 248086,39 руб., в том числе по взносам в фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации, по налогу на добавленную стоимость (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 01.08.2006 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2006, требования заявителя удовлетворены.
Судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 АПК РФ, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена заявителя - дочернего холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытого акционерного общества "Кузбассэнергоуголь" на его правопреемника, - открытое акционерное общество "Кузбассэнергоуголь" (далее - Общество).
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.01.2007 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2007, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
Судом и материалами дела установлено следующее.
В связи с наличием у налогоплательщика задолженности по ряду налогов Инспекция выставила в адрес Общества требование от 21.05.2006 N 365732 об уплате пени в общей сумме 252284 руб.
Общество, считая, что указанный ненормативный акт Инспекции нарушает его права и законные интересы в части предложения уплатить пени в общем размере 248086,39 руб., в том числе пени но взносам в фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 8761,07 руб., в Государственный фонд занятости Российской Федерации в сумме 1377,18 руб., в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 128938,28 руб., по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 109009,86 руб., оспорило его в указанной части в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в оспариваемом требовании Инспекции отсутствуют суммы недоимок, ставки пеней, не указан период, за который рассчитаны пени, срок уплаты. Данные обстоятельства, по мнению суда первой и апелляционной инстанций, свидетельствуют о допущенных существенных нарушениях налоговым органом порядка оформления требования, в результате которых Общество самостоятельно не смогло проверить законность расчета пеней, что нарушило его права и законные интересы.
Данный вывод суда является ошибочным в силу следующего.
В том случае, когда Инспекцией предъявляются к уплате пени, начисленные на задолженность, размер и обоснованность начисления которой налогоплательщиком не оспариваются, кассационная инстанция считает, что с учетом общеизвестных положений статей 23, 45, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик не только имеет возможность определить, но и обязан знать размер своей задолженности (недоимки), в связи с неуплатой которой ему начисляются пени, указанные в требовании об уплате налога (пени); при этом налогоплательщик имеет возможность самостоятельно рассчитать размер пени, исходя из исчисленной и уплаченной им суммы налогов (взносов).
Таким образом, кассационная инстанция считает обоснованным довод Инспекции, что отсутствие в требовании об уплате налога (пени) данных о размере задолженности по налогу (взносам), периоде, ставке не является безусловным основанием для признания его недействительным.
В то же время ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильных судебных актов.
Суд на основе имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств дела сделал обоснованный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для предъявления к уплате пеней по страховым взносам во внебюджетные фонды и НДС.
Как следует из статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также за счет имущества налогоплательщика, в порядке, предусмотренном статьями 46, 47, 48 НК РФ.
Пункт 9 статьи 46, пункт 7 статьи 47, пункт 6 статьи 75 НК РФ распространяет указанный в статье 45 НК РФ порядок принудительного взыскания и на пени.
Судом установлено и не оспаривается Инспекцией, что сумма пени на задолженность по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, включенная в оспариваемое требование начислена на сумму недоимки, сложившейся до 01.01.2001.
Также судом первой инстанции на основе представленных сторонами документов (решения от 25.01.2006 N 4, решения от 27.04.2006 N 665, решения N 10 от 22.05.2006, справки от 26.12.2005 N 16733, акта сверки от 27.12.2005 N 8341) сделан вывод об отсутствии у Общества задолженности по НДС.
Учитывая, что в нарушение статей 65, 200 АПК РФ, Инспекция (в том числе, в кассационной жалобе) не опровергла установленные судом обстоятельства, кассационная инстанция соглашается с выводом суда о незаконности выставления требования N 365732 от 11.05.2006 в части взыскания пеней в общем размере 248086,39 руб.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и учитывая, что НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения ходатайства Инспекции о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины сроком на один год в связи с отсутствием связи между заявленными в ходатайстве доводами и запрашиваемым сроком предоставления отсрочки.
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 АПК РФ выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции, - Арбитражным судом Кемеровской области.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11149/06-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово Кемеровской области в доход федерального бюджета государственную пошлину 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. N Ф04-9241/2006(39344-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании