Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 января 2008 г. N Ф04-617/2008(1319-А70-43)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 (далее по тексту - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя П. (далее по тексту - предприниматель П.) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что предприниматель П. осуществляла розничную продажу алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции.
Решением от 28.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2007 в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано в связи с отсутствием в действиях предпринимателя П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что с 01.07.2006 индивидуальным предпринимателям запрещено осуществлять розничную продажу алкогольной продукции, поэтому после 01.07.2006 индивидуальный предприниматель не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.16 КоАП РФ, и от данного субъекта, осуществляющего запрещенную для него деятельность, нельзя требовать соблюдения установленных правил, так если бы он осуществлял подобную деятельность на законных основаниях.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, вместе с тем указал в своем постановлении о переквалификаций действий предпринимателя П. по нарушению требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с части 2 статьи 14.16 КоАП РФ на статью 14.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт о привлечении предпринимателя П. к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
По мнению заявителя жалобы, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу от предпринимателя П. до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлял перерыв в судебном заседании до 9 час. 15 мин. 29.01.2008.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе об отмене принятых по делу судебных актов и принятию нового судебного акта.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Из материалов дела следует, что 24.05.2007 Инспекцией проведена проверка соблюдения порядка реализации алкогольной и спиртосодержащее продукции в магазине "Чико", расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 40, принадлежащем предпринимателю П.
В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота, что зафиксировано в акте проверки от 24.05.2007 N 235.
По результатам проверки должностным лицом налогового органа в отношении предпринимателя П. составлен протокол от 24.05.2007 N 026181 об административном правонарушении.
Считая, что действия предпринимателя П. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, отменяя принятые по делу судебные акты, считает выводы судебных инстанций об отсутствии в действиях предпринимателя П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ неправомерными, нарушающими единообразие в толковании и применении арбитражными судами Российской Федерации данной нормы материального права.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 1 Закона от 22.11.1995 м N 171-ФЗ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
- деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;
- деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей жидкости, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), уведомления.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 указанной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Частью 1 статьи 26 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (далее по тексту - Правила продажи), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном законом порядке знаком соответствия и ознакомления потребителей по его требованию, в том числе и товарно-сопроводительными документами.
Факт реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота данной продукции, установлен судебными инстанциями и не отрицается предпринимателем П.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ образуют нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе поставка и розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию).
Исходя из установленных судебными инстанциями обстоятельств, суд кассационной инстанции считает неправомерными выводы судебных инстанций об отсутствии в действиях предпринимателя П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Исключение индивидуальных предпринимателей из числа лиц, имеющих право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ) не влияет на квалификацию по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ действий предпринимателя П. по розничной продаже алкогольной продукции без сопроводительных документов.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в Определении от 12.11.2007 по делу N 14710/07 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного Суда Российской Федерации" по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска о привлечении индивидуального предпринимателя Я по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ указал, что ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без товаротранспортных документов, подтверждающих легальность оборота и качества названной продукции предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Предприниматель П. осуществляла розничную продажу алкогольной продукции - "Джин-тоник "BRAVO" без сопроводительных документов, тем самым нарушила требования статьей 10.2, 16, 26 Закона о 22.11.1995 N 171-ФЗ, содержащие запрет розничной продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов на данный вид продукции, что свидетельствует о наличии в действиях данного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия предпринимателя П. в данном случае следует квалифицировать по статье 14.2 КоАП РФ, является ошибочным.
Статьей 14.2 КоАП РФ установлена общая норма об административной ответственности за нарушение Правил продажи, а статья 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к административным правонарушениям, связанным с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил продажи установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной этим Кодексом.
Вместе с тем, срок для привлечения к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 КоАП РФ согласно статье 4.5 этого Кодекса составляет два месяца с момента совершения административного правонарушения. Правонарушение выявлено 24.05.2007, в день проведения Инспекцией проверки и составления акта.
К настоящему времени срок давности привлечения предпринимателя П. к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В абзаце четвертом пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано разъяснение, из которого следует, что данный срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, поэтому суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции, отменяя принятые по делу судебные акты, отказывает Инспекции в удовлетворении заявленных требований в связи с истечением срока давности для привлечения предпринимателя П. к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.06.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 по делу N А70-3192/8-2007 отменить и принять новое решение.
В удовлетворении заявленных инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 требований о привлечении индивидуального предпринимателя П. к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать в связи с истечением срока давности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2008 г. N Ф04-617/2008(1319-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании