Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 марта 2009 г. N Ф04-1227/2009(1570-А27-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Китат-РК" (далее - ООО "Китат-РК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным постановления от 06.08.2008 N 8070.
Решенеием от 23.09.2008 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением 20.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшееся по делу судебные акты, полагая, что Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При составлении протокола об административном нарушении присутствовал представитель Общества Р.Б.Н. на основании доверенности.
ООО "Китат-РК" представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена проверка соблюдения ООО "Китат-РК" законодательства, регулирующего производство и оборот спиртосодержащей и алкогольной продукции в торговой точке, расположенной по адресу: г. Белово, ул. Маховского, 25, о чем составлены акт от 14.07.2008 N 21 проверки, протокол от 28.07.2008 N 8070 об административном правонарушении и принято постановление от 06.08.2008 N 8070 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности явилась реализация алкогольной продукции без наличия ценника; отсутствие вывески с размещением информации о юридическом лице; отсутствие информации о сертификации и товаросопроводительных документов на алкогольную продукции пяти наименований.
Арбитражный суд, удовлетворив требования Общества о признании незаконным постановления от 06.08.2008 N 8070, принял по существу правильный судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Наличие события или состава административного правонарушения в соответствии с частью первой статьи 26.2 КоАП РФ устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение положений вышеприведенной нормы права является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в соответствии с частью второй статьи 211 АПК РФ.
Арбитражным судом установлено, что в материалах дела отсутствует протокол осмотра винно-водочного отдела ООО "Китат-РК", следовательно налоговым органом не представлено достаточных доказательств совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При этом законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса). Кроме того, законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и данное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
Нарушение положений статьи 28.2 КоАП РФ может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.
Из пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" дано разъяснение, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 28.07.2008 N 8070 был составлен в отсутствие законного представителя Общества, сведений о надлежащем извещении законного представителя Общества о времени и месте составления вышеуказанного протокола не имеется. В доверенности представителя Общества Р.Б.Н. не указаны полномочия на представление интересов ООО "Китат-РК" при рассмотрении конкретного административного дела.
Учитывая, что допущенные налоговым органом нарушения при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных требований являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно, рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении указанного юридического лица, нарушающие гарантии защиты прав данного юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.09.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8676/2008-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2009 г. N Ф04-1227/2009(1570-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании