Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 марта 2009 г. N Ф04-1536/2009(2381-А46-29)
(извлечение)
По данному делу см. также: постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2009 г. N Ф04-1536/2009
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь - Газ и К" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Омской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) N 3590 от 11.09.2008.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что у налогового органа отсутствовали законные основания при исчислении единого налога на вменённый доход (далее по тексту - единый налог) за I квартал 2008 года в качестве физического показателя использовать всю площадь земельного участка, расположенного под автомобильной газозаправочной станцией, поскольку физические характеристики используемых им для осуществления деятельности операторской и заправочных колонок не позволяют отнести их к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговый зал, понятие которого закреплено в ст. 346.27 НК РФ.
Решением от 21.10.2008 арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2008 арбитражного суда апелляционной инстанции, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество в кассационной жалобе просит отменить принятое 21.10.2008 Арбитражным судом Омской области по делу решение, и, вынесенное 25.12.2008 Восьмым арбитражным апелляционным судом, по результатам его пересмотра, постановление.
Инспекция в предоставленном отзыве на кассационную жалобу общества просит оставить её без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со ст.ст. 274, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы общества, изложенные в жалобе и возражения налогового органа на них, закреплённые в отзыве, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, считает их подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что общество в соответствии договором от 01.09.2005 (изменённого соглашение от 01.01.2006) арендовало у общества с ограниченной ответственностью "Ювер" производственно-технологический комплекс автомобильной газозаправочной станции, расположенный по ул. Магистральная, 1 а в р.п. Москаленки, Москаленского района, Омской области.
Согласно акта от 01.01.2006 производственно-технологический комплекс автомобильной газозаправочной станции включает в себя здание операторной, навес, резервуары объёмом 5 кубических метров в количестве 4 штук, соединительные трубопроводы, топливно-заправочные колонки двухпостовые в количестве 2 штук, технологический модуль, калитка, ворота, ограждении, сети газоснабжения, электроснабжение внутриплощадочное, сети водопроводные и канализационные.
Обществом 20.04.2008 предоставлена первичная налоговая декларация по единому налогу за I квартал 2008 года, в соответствии с данными которой уплате в бюджет подлежит 39 578 рублей. Из строк 050, 060, 070 следует, что обществом в качестве физического показателя при исчислении налога с деятельности, осуществляемой по ул. Магистральной д. 1а р.п. Москаленки, Москаленского района Омской области, использована площадь в размере 45,20.
Обществом 05.06.2008 в инспекцию предоставлена уточнённая налоговая декларация, в которой помимо корректировки данных осуществляемой им деятельности по вышеуказанному адресу, содержится расчёт налога с деятельности, осуществляемой в д. Доброе поле и с. Ильичевка Москаленского района Омской области. Согласно коррекционных данных обществом при исчислении единого налога с деятельности осуществляемой в р.п. Москаленки использована площадь в размере 21,20 и 4 торговых места.
Налоговым органом, из предоставленных обществом 05.06.2008 уточнений, установлено занижение последним суммы единого налога, подлежащего перечислению в бюджет с деятельности осуществляемой в р.п. Москаленки. Результаты камеральной налоговой проверки закреплены должностными лицами в акте от 08.08.2008 N 1449.
По результатам проведённой проверки исполняющим обязанности начальника инспекции принято 11.09.2008 решение N 3590, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении налогового правонарушения и привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 18 226 рублей. Также обществу предложено перечислить в бюджет доначисленный единый налог в размере 91 130 рублей, и пени в сумме 3 821,09 рублей.
Налоговым органом признано необоснованным исчисление единого налога с деятельности, осуществляемой в р.п. Москаленки, путём отдельного расчёта по четырём торговым местам площадью менее 5 кв.м. и торговому месту - площадью 21,20 кв.м., тогда как должна быть учтена вся площадь земельного участка, используемая для ведения розничной торговли газом, ввиду того, что автогазозаправочная станция представляет собой единый имущественный комплекс, который нельзя использовать по частям.
Инспекцией площадь земельного участка, фактически используемая обществом для осуществления деятельности, определена из предоставленной последним технической документации.
Общество, полагая, что у налогового органа отсутствовали законные основания по доначислению единого налога, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражным судом Омской области, в рамках проверки действий налогового органа, дана оценка специфики функционирования автогазозаправочной станции исходя из понятия торговое место, закреплённого в аб. 30 ст. 346.27 НК РФ. Арбитражный суд пришёл к выводу о том, что площадь торгового места включает в себя всю площадь земельного участка, вне зависимости от площади её застройки и назначения, поскольку на нём расположены сети, обеспечивающие подачу газа в топливораздаточные колонки, через которые газ непосредственно отпускается покупателю, а также дороги и тротуары для подъезда и подхода к зданию операторской и топливораздаточным колонкам, необходимые для совершения сделки розничной купли-продажи.
Вышеизложенные выводы арбитражного суда первой инстанции признаны судебной коллегией апелляционной инстанции правильными и сделанными на основании правильного толкования норм права и оценке предоставленных лицами, участвующими в деле, документов.
По мнению общества, изложенному в кассационной жалобе, арбитражным судом при принятии решения не применено закреплённое в ст. 346.27 НК РФ понятие "торговый зал", подлежащее применению, вследствие чего нарушен принцип равенства налогообложения.
Положениями ст. 346.26 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
К розничной торговле в соответствии со ст. 346.27 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчёт, а также с использованием платёжных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в п.п. 6 - 10 п. 1 ст. 181 настоящего Кодекса.
Сжиженный газ не является подакцизным товаром (ст. 181 НК РФ), следовательно, обществом обоснованно с осуществляемой деятельности по его реализации через топливораздаточные колонки исчислялся и перечислялся в бюджет единый налог.
Судебная коллегия кассационной инстанции, исходя из вышеперечисленных норм, признаёт вывод Арбитражного суда Омской области о правомерности применения обществом с осуществляемой деятельности по реализации сжиженного газа в розницу системы налогообложения в виде единого налога, правильным и сделанным в результате их правильного толкования.
Согласно ст. 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, исчисление единого налога производится с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала" (в квадратных метрах), тогда как исчисление единого налога с деятельности, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, производится с использовании физического показателя базовой доходности "торговое место".
Если открытая площадка используется налогоплательщиком для ведения розничной торговли, её площадь должна учитываться при определении величины физического показателя базовой доходности - "площадь торгового зала" (в квадратных метрах).
В связи с этим розничная торговля, осуществляемая налогоплательщиком на открытой площадке прилегающей к объекту стационарной торговой сети, не имеющему торгового зала (в данном случае это автогазозаправочная станция, прилегающая к заданию операторской), рассматривается для целей исчисления единого налога в качестве предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал.
Соответственно, значение физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала" (в квадратных метрах), установленное главой 26.3 НК РФ, в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности, должно определяться согласно ст. 346.27 НК РФ исходя из общей площади открытой площадки, используемой для реализации сжиженного газа, указанной в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах на данный объект организации розничной торговли за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей.
Из содержания решения налогового органа следует, что при исчислении единого налога им в качестве физического показателя учтено 3 770 кв.м, то есть вся площадь, указанная в технической документации.
Исходя из вышеперечисленных норм права и обстоятельств дела вывод арбитражного суда первой инстанции, поддержанный арбитражным судом апелляционной инстанции, об обоснованности действий налогового органа по доначислению обществу единого налога, признаётся необоснованным, поскольку он сделан без оценки представленных лицами, участвующими в деле, документов исходя из закреплённого в аб. 30 ст. 346.27 НК РФ понятия торговый зал.
Арбитражному суду Омской области при новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные нарушения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.10.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.12.2008 по делу N А46-19252/2008 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Омской области на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2009 г. N Ф04-1536/2009(2381-А46-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании