Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Распадский Уголь" (далее - Общество, ООО "Распадский Уголь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными требования от 08.02.2010 Кемеровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) о корректировке сведений о коде товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России (далее - ТН ВЭД России), заявленного в грузовой таможенной декларации N 10608040/050210/0000168, а также об обязании таможни осуществить зачет излишне уплаченных денежных средств, внесенных на счет таможенного органа по указанной грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей.
Решением от 17.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ООО "Распадский Уголь" указывает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, судом не исследованы фактические обстоятельства дела, просит решение суда первой инстанции отменить, передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
По мнению заявителя жалобы, функциональное назначение декларируемого товара "тельфер", как объекта с позиции Гармонизированной системы, полностью соответствует описанию товарной позиции 8428 "Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки и разгрузки прочие", что в силу пункта 1 Основных правил интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является основанием для отнесения товара именно к вышеуказанной позиции.
Заявитель считает, что судом сделаны выводы: не на основании технической документации на декларируемый товар, а на руководстве по эксплуатации монорельсовой дизельной тележки DZ 1500/1800, которая не является объектом декларирования и классификации, что является нарушением требований статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что судом не принята во внимание классификация данного товара по коду, указанному в экспортной декларации страны-производителя, в справке о таможенном тарифе.
Заявитель жалобы полагает, что при технической сложности декларируемого товара судом необоснованно отказано в назначении экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу таможня, опровергая доводы, изложенные в кассационной жалобе, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Кемеровской таможни поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу судебного акта, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что Общество заключило с фирмой SMT ScharfGmbH контракт от 10.07.2009 N RASPAD 1007-09 на поставку оборудования, специфицированного, указанного в приложениях N 1, 2, 3 к данному контракту.
Согласно приложению N 2 к контракту от 10.07.2009 N RASPAD 1007-09 (спецификация N 2) поставке ООО "Распадский Уголь" подлежала подземная подвесная монорельсовая подъемно-транспортная система для перевозки грузов и персонала с дизель-гидравлическим силовым агрегатом - DZ1800-3+3 в разобранном виде производства фирмы СМТ Шарф ГМБХ.
По ГТД N 10608040/050210/0000168 к таможенному оформлению представлен и задекларирован декларантом следующий товар - части подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы для подъема, фиксации, перемещения тяжелых грузов в поднятом состоянии и перевозки персонала на ограниченные системой расстояния с дизель-гидравлическим силовым агрегатом DZ 1800-3+3-1, в состав которого входит:
- товар N 1 - гидравлическая грузовая балка Vario SLG 8.2 280 кН/К60 грузоподъемностью 28 т - 1 шт. в комплекте с набором соединений для элементов системы: DZ1800-3+3 и SLG 8.2 (идент. N 152764) -1 шт., поставленной в разобранном виде и представляющая собой грузоподъемный механизм с восемью несущими тележками, предназначенный для подъема оборудования различной конфигурации и массы, его фиксации и безопасной разгрузки в местах его монтажа. Работа с гидравлической грузовой балкой Vario SLG 8.2 280 кН/К60 возможно только тогда, когда подземная подвесная монорельсовая подъемно-транспортная система находится в неподвижном состоянии и дизельный двигатель дизель-гидравлического силового агрегата -DZ1800-3+3 работает. Управление балкой осуществляется оператором, стоящим в безопасной зоне, при помощи двух ручных гидравлических распределителей управления. При натяжении цепей ручных гидравлических распределителей управления гидрожидкость под давлением поступает к подъемным редукторам балки и происходит вращение цепной звездочки подъемного редуктора. Подъемные редукторы через подвески поднимают и опускают грузовые балки 150кН S141310 и сборную раму. С помощью соединительных элементов набора соединений для элементов системы: DZ1800-3+3 и SLG 8.2 гидравлическая грузовая балка Vario SLG 8.2 280 кН/К60 соединяется с остальными компонентам подъемно-транспортной системы для создания единого гидравлического контура, задекларированный по классификационному коду 8431 39 95 00 ТН ВЭД России;
- товар N 2 - балка для сидения DUO (идент. N 042367) - 1 шт. в комплекте с кронштейном к балке Vario II (идент. N 143497) - 2 шт., представляющий собой траверсу со спаренными скамейками для размещения персонала с целью доставки к месту работы. Посредством кронштейнов балка для сидения DUO соединяется с гидравлической грузовой балкой Vario SLG 8.2 280 кН/К60, задекларированной по классификационному коду 8431 39 95 00 ТН ВЭД России.
В порядке статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации Междуреченский таможенный пост направил в адрес ООО "Распадский Уголь" уведомление и требование от 08.02.2010 о корректировке сведений о коде товара, а именно: указать отдельные классификационные коды по ТН ВЭД России:
- классификация по коду ТН ВЭД России - 8606990000 для товара -гидравлическая грузовая балка Vario SLG 8.2 280 кН/К60 грузоподъемностью 28 т - 1 шт. в комплекте с набором соединений для элементов системы: DZ1800-3+3 и SLG 8.2 (идент. N 152764) -1 шт., поставленная в разобранном виде, представляемая собой грузоподъемный механизм с восемью несущими тележками.
- по отдельному коду ТН ВЭД России - 8607999000 для товара - балка для сидения DUO (идент. N 042367) - 1 шт. в комплекте с кронштейном к балке VARIO II (идент. N 143497) - 2 шт.
Указанным требованием Обществу также предложено пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в связи с корректировкой кода.
Общество 09.02.2010 направило на Междуреченский таможенный пост письмо за N 0035/10 о своем несогласии с корректировкой кода по ТН ВЭД России по ввозимому товару по указанной ГТД. В письме Общество указало о необходимости списания подлежащих уплате таможенных платежей с платежных поручений от 22.07.2009 N 135, от 25.11.2009 N 3020 и от 25.01.2010 N 3451.
Полагая, что требование от 08.02.2010 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Распадский Уголь" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказал в удовлетворении требования заявителя, и пришел к выводу о том, что спорный товар нельзя отнести к простому подъемному и погрузочно - разгрузочому оборудованию или тельферу. Основной функцией подземной монорельсовой подъемно - транспортной системы является выполнение транспортных задач.
В связи с классификации частей спорного товара по следующим кодам ТН ВЭД России: гидравлическая грузовая балка Vario SLG 8.2 280 кН/К60 грузоподъемностью 28 т - 1 шт. в комплекте с набором соединений для элементов системы: DZ1800-3+3 и SLG 8.2 (идент. N 152764) -1 шт., с восемью несущими тележками по коду ТН ВЭД 8606990000; балка для сидения DUO (идент. N 042367) - 1 шт. в комплекте с кронштейном к балке VARIO II (идент. N 143497) - 2 шт. - по коду 8607999000 ТН ВЭД
России, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для зачета уплаченных Обществом таможенных платежей в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД России.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Выбор конкретного классификационного кода ТН ВЭД России всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России.
Из содержания статей 39, 40, 127, 144 ТК РФ следует, что лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 утвержден Таможенный тариф Российской Федерации и Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения к ТН ВЭД России, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД России.
Из материалов дела следует, что при таможенном оформлении товара в ГТД N 10608040/050210/0000168 Общество задекларировало части подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы для подъема, фиксации, перемещения тяжелых грузов в поднятом состоянии и перевозки персонала на ограниченные расстояния с дизель-гидравлическим силовым агрегатом по классификационному коду ТН ВЭД России - 8431 39 9500.
Положениями Правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД установлено, что юридическое значение при классификации товаров имеют тексты товарных позиций и субпозиций и соответствующие примечания к разделам, группам и субпозициям.
При определении кода ТН ВЭД России в первую очередь используются сведения о товаре, указанные в ГТД, а также документах, приложенных к ГТД при таможенном оформлении (внешнеэкономический контракт, спецификации, иные коммерческие документы, техническая документация производителя).
Согласно техническому описанию производителя подземные подвесные монорельсовые подъемно-транспортные системы фирмы SMT ScharfGmbH позволяют надежно, эффективно и с малыми затратами поднимать, фиксировать и перемещать тяжелые грузы и применяются на угле и горнодобывающих предприятиях, опасных по пыли и метану, в стесненных условиях и с большими углами подъема.
Подземные подвесные монорельсовые подъемно - транспортные системы данной фирмы содержат следующие основные компоненты: подвесную монорельсовую дорогу; несущие тележки; кабину оператора; дизель-гидравлический агрегат; гидравлические приводы; грузоподъемные механизмы; соединительные элементы.
Дизель-гидравлический агрегат, соединенный с помощью соединительных элементов, а также системы шлангопроводов (гидравлических рукавов высокого давления) и электрокабелей, с приводами и грузоподъемными механизмами, образует подъемно-транспортную систему, специально сконструированную для применения во взрывоопасных по пыли и метану средах на угле- и горнодобывающих предприятиях, предназначенную для подъема оборудования различной конфигурации и массы (включая крупнотоннажные элементы), фиксацию поднятого оборудования, обеспечивающего безопасность перемещения во время функционирования транспортной системы, а также безопасную разгрузку оборудования в местах его монтажа.
Несущая тележка представляет собой важный компонент подземной монорельсовой подъемно-транспортной системы и обеспечивает равномерное распределение всего веса и перемещения элементов системы по монорельсу дороги. Закрепление на ней всех остальных компонентов подъемно-транспортной системы осуществляется с помощью болта в нижней части несущей тележки.
Для управления элементами подъемно-транспортной системы предусмотрены две кабины для оператора - по одной на каждом конце подьемно-транспортной системы.
Дизель-гидравлические агрегаты для подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы существуют в различных модификациях и разделены на серии DZ 1500, DZ 1800, DZ 2000. Дизель-гидравлические агрегаты предназначены для преобразования энергии внутреннего сгорания в гидравлическую и электрическую энергию, используемую в процессе функционирования подъемно-транспортной системы.
Грузоподъемный механизм (элемент) служит для подъема оборудования различной конфигурации и массы (включая крупнотоннажные элементы), фиксацию поднятого оборудования, обеспечивающую безопасность перемещения во время функционирования транспортной системы, а также безопасную разгрузку оборудования в местах его монтажа.
Исходя из технической документации производителя на вышеуказанную подвесную монорельсовую подъемно-транспортную систему, предназначенную для перевозки грузов и персонала с дизель-гидравлическим силовым агрегатом DZ1800-3+3 и представляющую собой поезд, предназначенный для движения по стальному монорельсу, суд правомерно указал о квалификации гидравлической балки как специализированном несамоходном грузовом вагоне в товарной позиции 8606 ТН ВЭД России (группа 86 раздел XVII ТН ВЭД России).
При этом суд исходил из того, что гидравлическая балка - это транспортное средство, передвигающееся на несущих тележках в шахте по стальному монорельсовому пути, приводимое в движение локомотивом, является специализированным грузовым вагоном, предназначенным для перевозки грузов, эксплуатация которого возможна без балки для сиденья DUO с кронштейнами к балке VARIO II.
Какого-либо иного использования (в составе иных устройств) балка для сиденья DUO и кронштейны к балке VARIO II не имеют, что характеризует данные изделия как части гидравлической грузовой балки Vario SLG, свидетельствует о принадлежности данного товара к товарной позиции 8607 ТН ВЭД России (группы 86 раздела XVII ТН ВЭД России).
В группу 86 раздела XVII ТН ВЭД России включаются железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железнодорожных дорог или трамвайных путей и их части; механические (включая электромеханическое) сигнальное оборудование.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД России к группе 86 (Общие положения) в данную группу включаются локомотивы и подвижной состав и их части, а также некоторые типы путевого оборудования и устройства для железных дорог или трамвайных путей любого вида (включая узкоколейные, монорельсовые дороги и т.д.).
В товарной позиции 8606 ТН ВЭД России классифицируются вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные.
Исходя из предназначения гидравлической балки как компонента подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы для перевозки грузов и персонала - изделия раздела XVII ТН ВЭД России, суд правомерно классифицировал гидравлическую балку Vario SLG 8.2 по коду ТН ВЭД - 8606990000, как вагоны железнодорожные, грузовые несамоходные, в подсубпозиции - прочие.
Судом установлено и из материалов дела следует, что балка для сиденья DUO (балка со спаренными скамейками) представляет собой траверсу для сиденья со спаренными скамейками и является частью подземной монорельсовой подъемно-транспортной системы и предназначена для размещения рабочего персонала с целью доставки до места работы на ограниченное расстояние в подземных условиях горнодобывающей промышленности при помощи подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы. При этом эксплуатация гидравлической балки Vario SLG 8.2 возможна без балки для сиденья DUO.
Вышеуказанная балка с помощью кронштейнов к балке VARIO II крепиться к гидравлической грузовой балке Vario SLG 8.2 280 кН/К60 грузоподъемностью 28 т. и служит для перевозки рабочего персонала на подвесной дороге и используется исключительно с транспортным средством и квалифицируется как часть железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава (код 8607999000 ТН ВЭД России).
Судом дан сравнительный анализ описания товаров в товарных позициях, входящих в раздел 16 и раздел 17 ТН ВЭД России, а также пояснениям к указанным разделам, сделан вывод о том, что в товарную позицию 8428 включаются машины для механического перемещения различных грузов (подъема, перемещения по конвейеру, погрузки, разгрузки и т.д.), не имеющие признаков транспортной системы.
Вместе с тем, согласно описанию спорный товар представляет собой "подземную подвесную монорельсовую подъемно -транспортную систему "с дизель- гидравлическим силовым агрегатом...".
В рассматриваемом случае гидравлическая грузовая балка не может быть отнесена к части подъемного устройства товарной позиции 8428 ТН ВЭД России, поскольку является компонентом подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы для перевозки грузов и персонала - изделия раздела XVII ТН ВЭД России.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что ввезенное оборудование относится к "части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8424-5-8430" и должно классифицироваться одним кодом 8431399500 ТН ВЭД России.
Действия таможенного органа по разбивке задекларированного товара на отдельные виды и переквалификация этих товаров являются правомерными.
Арбитражным судом первой инстанции не установлено нарушений Кемеровской таможней положений международной Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
С учетом изложенного, суд правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6763/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и из материалов дела следует, что балка для сиденья DUO (балка со спаренными скамейками) представляет собой траверсу для сиденья со спаренными скамейками и является частью подземной монорельсовой подъемно-транспортной системы и предназначена для размещения рабочего персонала с целью доставки до места работы на ограниченное расстояние в подземных условиях горнодобывающей промышленности при помощи подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы. При этом эксплуатация гидравлической балки Vario SLG 8.2 возможна без балки для сиденья DUO.
Вышеуказанная балка с помощью кронштейнов к балке VARIO II крепиться к гидравлической грузовой балке Vario SLG 8.2 280 кН/К60 грузоподъемностью 28 т. и служит для перевозки рабочего персонала на подвесной дороге и используется исключительно с транспортным средством и квалифицируется как часть железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава (код 8607999000 ТН ВЭД России).
Судом дан сравнительный анализ описания товаров в товарных позициях, входящих в раздел 16 и раздел 17 ТН ВЭД России, а также пояснениям к указанным разделам, сделан вывод о том, что в товарную позицию 8428 включаются машины для механического перемещения различных грузов (подъема, перемещения по конвейеру, погрузки, разгрузки и т.д.), не имеющие признаков транспортной системы.
...
В рассматриваемом случае гидравлическая грузовая балка не может быть отнесена к части подъемного устройства товарной позиции 8428 ТН ВЭД России, поскольку является компонентом подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы для перевозки грузов и персонала - изделия раздела XVII ТН ВЭД России.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что ввезенное оборудование относится к "части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8424-5-8430" и должно классифицироваться одним кодом 8431399500 ТН ВЭД России."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2011 г. по делу N А27-6763/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании