Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 августа 2010 г. по делу N А33-16819/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Дружба" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) от 12.11.2009 N 83 об отказе в зачете расходов, произведенных страхователем, и о восстановлении нарушенных прав и законных интересов общества путем обязания учреждения выплатить пособие по беременности и родам в сумме 44 800 рублей, пеней в сумме 940 рублей 80 копеек, а также о взыскании с учреждения судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 января 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, учреждением нарушен срок проведения камеральной проверки, о времени и месте рассмотрения материалов проверки общество не извещалось, учреждение не имело оснований для проведения плановой выездной проверки, решение по итогам камеральной проверки не выносилось. Требование о предоставлении документов выставлено до даты проведения выездной проверки. Решение по итогам проведения выездной проверки учреждением вынесено без учета возражений общества и без их рассмотрения. О проведении выездной проверки общество не извещалось. Органы социального страхования не вправе устанавливать и контролировать порядок оплаты труда работающих граждан. Фактическое исполнение Шороховой Ю.Р. своих должностных обязанностей подтверждается материалами дела.
В отзыве учреждение считает судебные акты законными и обоснованными.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 09.07.2009 общество обратилось в учреждение с заявлением о возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам в сумме 44 800 рублей. По итогам проверки обоснованности данного заявления учреждением составлен акт от 19.10.2009 N 105 с/с, в соответствии с которым страхователем не подтверждена обоснованность начисления указанного пособия Шороховой Ю.Р. По рассмотрении материалов проверки учреждением 12.11.2009 принято решение N 83 об отказе в зачете расходов на обязательное социальное страхование в сумме 44 800 рублей.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления о возмещении расходов общество указанные расходы не выплатило, следовательно, учреждение не имело оснований для их возмещения. Учреждением соблюден порядок принятия решения по итогам выездной проверки в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 22 указанного Федерального закона, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно нормам пунктов 1 и 4 статьи 13 указанного закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22, (далее - Инструкция) за счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы (далее - расходы по обязательному социальному страхованию), в том числе на выплату работникам пособия по беременности и родам.
Исходя из пункта 2.4 указанной Инструкции, расходы по обязательному социальному страхованию, предусмотренные пунктом 2.1 настоящей Инструкции, осуществляются страхователями-работодателями через их бухгалтерии.
Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Страхователь-работодатель обеспечивает хранение документов, являющихся основанием для назначения пособий по обязательному социальному страхованию и подтверждающих произведенные им расходы на цели обязательного социального страхования.
Согласно положениям пункта 2.5 названной Инструкции страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящей Инструкции.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции отделения (филиалы отделения) Фонда выделяют средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию страхователям-работодателям, являющимся плательщиками единого социального налога, - в сумме расходов по обязательному социальному страхованию, превышающих сумму начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Исходя из пункта 3.3 Инструкции, выделение средств страхователям-работодателям, указанным в пункте 3.2 настоящей Инструкции, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании следующих документов:
письменного заявления страхователя;
расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ), за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;
копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;
заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
При выделении средств страхователям-работодателям, являющимся плательщиками единого социального налога, в случае необходимости, отделение (филиал отделения) Фонда проводит документальную камеральную или выездную проверку.
Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.
В соответствии с пунктом 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, (далее - Методические указания) контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.
Обществом заявлен довод о том, что по заявленным расходам были проведены камеральные проверки и не установлено нарушений, в связи с чем учреждение обязано было зачесть произведенные страхователем расходы.
Вместе с тем в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в материалы дела не представлены акты камеральной проверки по проверке обоснованности произведенных обществом расходов в связи с выплатой пособия по беременности и родам в сумме 44 800 рублей.
Представленные обществом в приложениях к кассационной жалобе акты камеральной проверки от 20.10.2009 N 2759 и от 12.03.2010 N 603 основаны на материалах документальной выездной проверки и приняты в отношении иных видов страхового обеспечения: единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет.
Обществом заявлен довод о том, что по поданным обществом документам акт камеральной проверки не составлялся, следовательно, учреждение обязано было принять решение о зачете заявленных расходов.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что учреждением проводилась камеральная проверка представленных обществом документов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Обществом при этом бездействие учреждения по непроведению камеральной проверки представленных документов не оспаривалось.
В рамках настоящего дела предмет спора заключается в проверке соблюдения учреждением установленных правил проведения документальных выездных проверок.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки судами установлено, что 10.09.2009 решением N 100 учреждением назначена выездная проверка страхователя. Справка о проведенной выездной проверке составлена 02.10.2009. Акт проверки составлен 19.10.2009 за N 105 с/с, вручен страхователю в тот же день. Этим же актом страхователь уведомлен о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 02.11.2009. Рассмотрение материалов проверки проведено в присутствии представителей общества, о чем составлен протокол от 02.11.2009 N 1. Возражения общества отражены в замечаниях на данный протокол. По рассмотрении материалов проверки 12.11.2009 учреждением вынесено решение N 83 об отказе в зачете заявленных обществом расходов.
В связи с этим судами правильно указано на соблюдение учреждением прав страхователя в отношении участия в рассмотрении материалов проверки.
Обществом заявлены доводы о том, что страхователь не был извещен о дате проведения проверки, справка об окончании проверки от 02.10.2009 в установленный срок не была вручена представителю общества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа. К существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Учитывая, что невручение и неознакомление в установленные сроки представителей общества со справкой о проведенной выездной проверке от 02.10.2009 и с решением о проведении выездной налоговой проверки не повлекло невозможности общества участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, невозможности представить объяснения, суд кассационной инстанции указанные доводы общества отклоняет.
По фактическим обстоятельствам отказа в зачете заявленных обществом расходов судами установлено следующее.
Обществом и Шороховой Ю.Р., являющейся родственницей директора общества, 01.04.2009 заключен трудовой договор, в соответствии с которым работник принят на должность бухгалтера-менеджера. Из записей в трудовой книжке Шороховой Ю.Р. следует, что на момент трудоустройства у нее отсутствовал опыт работы бухгалтером. В соответствии с трудовым договором на работника возложены обязанности по оформлению первичной документации бухгалтерского учета, составлению авансовых отчетов, сдачи отчетности в налоговый орган и соответствующие фонды, выполнению приказов и распоряжений руководителя, соблюдению конфиденциальности. Судами в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены представленные обществом в подтверждение исполнения фактических обязанностей Шороховой Ю.Р. документы, в связи с чем сделан вывод о том, что они не подтверждают исполнение Шороховой Ю.Р. трудовой функции, так как составлены в одностороннем порядке, кроме того, подписаны также директором общества либо главным бухгалтером Сулимовой Н.Т.
В соответствии с листком временной нетрудоспособности Шороховой Ю.Р. предоставлен отпуск по беременности и родам с 16.05.2008. При этом после ухода Шороховой Ю.Р. в отпуск должность бухгалтера-менеджера осталась вакантной. Экономического обоснования принятия на должность бухгалтера-менеджера Шороховой Ю.Р. за месяц до наступления страхового случая общество не представило.
С учетом изложенного судами обоснованно сделан вывод о том, что обществом произведено фиктивное трудоустройство Шороховой Ю.Р. с целью создания искусственной ситуации и получения оснований для возмещения средств социального страхования.
В соответствии подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из статьи 1 указанного закона, обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Учитывая, что Шорохова Ю.Р. была трудоустроена обществом фиктивно, заявленные обществом в отношении данного работника расходы не соответствовали целям обязательного социального страхования, то есть заявлены с нарушением указанного законодательства.
Кроме того, судами установлено, что на момент подачи заявления о зачете расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования в сумме 44 800 рублей, указанные расходы обществом не были понесены.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что учреждение не имело оснований для зачета указанных расходов или выплаты их страхователю.
При таких обстоятельствах, суды на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовали имеющиеся в деле доказательства, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, в связи с чем суд кассационной инстанции с учетом части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет оснований для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 января 2010 года по делу N А33-16819/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из статьи 1 указанного закона, обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 августа 2010 г. по делу N А33-16819/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6648/17
19.01.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16819/09
25.09.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4383/17
13.09.2017 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4688/17
13.09.2017 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4689/17
21.06.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16819/09
06.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2467/17
22.04.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1947/15
10.04.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1820/15
11.03.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1144/15
05.03.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1145/15
15.01.2015 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7611/14
15.12.2014 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7118/14
06.11.2014 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16819/09
08.10.2014 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5157/14
29.08.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4074/14
17.07.2014 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16819/09
10.06.2014 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16819/09
24.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-486/14
10.12.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5280/13
09.09.2013 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4896/13
23.08.2013 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4581/13
03.07.2013 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16819/09
18.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1282/13
05.02.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5819/12
25.10.2012 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16819/09
30.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16714/10
11.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16714/10
22.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16714/10
29.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16714/10
05.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-16819/2009