Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 августа 2010 г. по делу N А58-205/2010
(извлечение)
Закрытое акционерное общество Производственно-коммерческая фирма "Премьера" (далее - ЗАО ПКФ "Премьера") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим пункта 7.5 приложения N 4 "Дифференцированные ставки арендной платы за землю, учитывающие целевое назначение земельных участков, на территории городского округа "Город Якутск" в черте города на 2007 год" по 56 экономической зоне постановления Главы городского округа "Якутск" от 09.01.2007 N 1, (срок действия продлен на 2008 год постановлением Главы городского округа "Якутск" от 23.01.2008 год N 41).
Решением от 11 июня 2010 года Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) признал недействительным постановление Главы городского округа "Якутск" от 09.01.2007 N 1 "Об утверждении порядка внесения арендной платы за земельные участки и ставок арендной платы за земельные участки на территории городского округа "Якутск" на 2007 год", срок действия которого был продлен на 2008 год постановлением Главы городского округа "Якутск" от 23.01.2008 N 41, в части пункта 7.5 по 56 экономической зоне приложения N 4 "Дифференцированные ставки арендной платы за землю, учитывающие целевое назначение земельных участков, на территории городского округа "Город Якутск" в черте города на 2007 год" как не соответствующий требованиям части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В дело в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступил прокурор.
В кассационной жалобе окружная администрация городского округа "Якутск" ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Устава городского округа "Якутск".
В отзывах на кассационную жалобу прокурор Республики Саха (Якутия), ЗАО ПКФ "Премьера" считают, что суд правильно применил положения федеральных законов, на соответствие которым был проверен в оспоренной части нормативный правовой акт.
Прокурор в судебном заседании поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Другие лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.
Как установлено материалами дела, постановлением Главы городского округа "Якутск" от 09.01.2007 N 1 утверждены: положение о порядке внесения арендной платы за земельные участки на территории городского округа "Якутск" на 2007 год; ставки арендной платы; поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы; дифференцированные ставки арендной платы.
Согласно пункту 7.1 приложения N 2 "Ставки арендной платы за земельные участки, учитывающие целевое назначение земельных участков, на территории городского округа "Якутск" ставка арендной платы за земли под промышленными объектами составляла 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.02.2003 N 95 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений и сельскохозяйственных угодий" была установлена кадастровая стоимость земельных участков по 56 экономической зоне города Якутск в размере 371,13 руб./ кв.м.
Пунктом 7.5 приложения N 4 "Дифференцированные ставки арендной платы за землю, учитывающие целевое назначение земельных участков, на территории городского округа "город Якутск" в черте города на 2007 год" были установлены дифференцированные ставки арендной платы под объектами материально- технического снабжения, сбыта и заготовок. В экономической зоне N 56 с учетом поправочного коэффициента 6 ставка арендной платы за землю составила 33,40 руб./кв.м.
ЗАО ПКФ "Премьера", посчитав завышенной ставку арендной платы по экономической зоне N 56, в которой находится арендованный обществом по договору аренды N 18 от 29.06.2006 земельный участок, оспорило в части нормативный правовой акт как нарушающий его права и законные интересы.
Как усматривается из мотивировочной части решения суда от 11 июня 2010 года, суд рассмотрел заявленное требование по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов", в связи с чем указание в резолютивной части судебного акта на недействительность оспариваемого пункта (вместо признания его недействующим) не привело к неправильным выводам.
Являются правильными и выводы суда о несоответствии оспоренного пункта 7.5 приложения N 4 федеральным законам, на соответствие которым он был проверен.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из следующий установленных им обстоятельств.
Земельный участок, находящийся в пользовании общества по договору аренды, относится к участкам, государственная или муниципальная собственность на которые не разграничена.
Согласно постановлению в 56 экономической зоне с учетом поправочного коэффициента 6 ставка арендной платы за землю установлена в размере 33,40 руб./кв.м., что составляет 9% от кадастровой стоимости земельного участка и превышает допустимый предел в 2 % от кадастровой стоимости на 25,98 рублей (в 4,5 раза).
Кроме того, суд учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-0, от 07.02.2002 N 16-0, от 05.07.2001 N 130-0, от 07.06.2001 N 139-0, Постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Суд обоснованно посчитал, что доказательства экономического обоснования ставки арендной платы, установленной пунктом 7.5 постановления по 56 экономической зоне, администрацией не представлены и признал, что утвержденная ставка арендной платы установлена произвольно, без необходимого экономического обоснования.
Суд также правомерно рассмотрел возникший спор по существу исходя из следующего.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.07.2006 N 182-0, положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Суд правильно признал, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление органом местного самоуправления размера арендной платы за землю, коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков для определения размера арендной платы за землю, учитывающих условия использования земельного участка и вид деятельности, а также категорию арендатора, нарушает права и законные интересы заявителя, препятствует осуществлению деятельности заявителя, противоречит федеральному законодательству.
Выводы суда являются правильными также в связи со следующим.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") "юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно".
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Статья 3 Закона N 137-ФЗ устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из приведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, следует, что ставки арендной платы за землю являются регулируемыми ценами, арендная плата должна определяться в соответствии с действующим законодательством, статья 3 Федерального закона N 137-ФЗ не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с тем, что размер арендной платы составляет 9% от кадастровой стоимости земельного участка, однако расчетами данный вывод суда не опроверг. Обязанность доказывания названного обстоятельства в силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган, принявший оспариваемый акт.
Ссылка заявителя на то, что названное требование о размере арендной платы относится только к юридическим лицам, переоформляющим право постоянного (бессрочного) пользования, не основана на приведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09.
Заявитель считает, что сам по себе факт отсутствия экономического обоснования базовых ставок арендной платы не мог являться основанием для признания акта недействующим.
Ставки арендной платы за землю являются регулируемыми ценами и определяются в соответствии с действующим законодательством в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (в годовом исчислении).
Не нашли подтверждения в материалах дела и доводы администрации о том, что Глава городского округа "город Якутск" вправе был устанавливать на 2007, 2008 годы ставки арендной платы за землю, реализуя полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2010 года по делу N А58-205/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2010 года по делу N А58-205/2010 делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2010 г. по делу N А58-205/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании