Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 мая 2003 г. N Ф09-1374/03АК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2006 г. N КА-А40/2015-06
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2005 г. N Ф09-2341/05-С7
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2005 г. N Ф09-2341/05-С7
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2004 г. N Ф09-4714/04АК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2003 г. N Ф09-1374/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления МНС РФ по Республике Башкортостан на решение от 28.02.03 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-21264/02.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Матвеев Е.Б. - бух. сектора налогового учета, Сагитова Э.Р. - вед. бухг. сектора налогового учета, Гнедков А.В. - юрисконсульт по дов. N СД-15/3632 от 31.12.02;
ответчика - Гималетдинова М.И. по дов. N 26 от 18.09.02, Зиганшина С.М. по дов. N 11С от 12.05.03.
Права и обязанности представителям сторон разъяснены. Отводы составу суда не заявлены. Ходатайств не поступило.
ОАО АНК "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Управления МНС РФ по РБ от 28.11.02 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 28.02.03 заявление ОАО АНК "Башнефть" удовлетворено и оспариваемое решение признано судом недействительным.
В апелляционной инстанции решение не оспаривалось.
Управление МНС РФ по РБ с судебным актом не согласно, просит его отменить, отмечая неправильное применение судом условий лицензий на пользование недрами, отсутствие нарушений ст.ст. 101, 89 НК РФ.
Проверив законность решения в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции полагает, что оно подлежит отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, Управлением МНС РФ по РБ 15.10.02 проведена выездная налоговая проверка 10 филиалов и подразделений ОАО АНК "Башнефть", оформленная сводным актом N 290ДСП, в результате которого доначислены платежи за пользование недрами за 2001 г. в целом.
Данное обстоятельство явилось основанием для принятия решения N 354 от 28.11.02 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислении указанных платежей за 2001 г. в целом в сумме 120438356 руб., пени в сумме 335146105 руб. по состоянию на 16.09.02.
Удовлетворяя иск налогоплательщика, суд исходил из того, что общество правильно применяло метод определения стоимости добытого минерального сырья исходя не из цен реализации, а из его себестоимости, а также нарушения налоговым органом ст.ст. 89, 101 НК РФ.
Однако эти выводы являются неправильными и необоснованными.
До введения в действие гл. 26 ч. II НК РФ вопросы недропользования и уплаты федерального налога на пользователей недрами регулируются Законом РФ "О недрах", который содержит в себе нормы гражданского, налогового законодательства и законодательства о недропользовании.
В соответствии со ст. 39 названного закона пользование недрами является платным.
Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок определялись до 26.10.02 Правительством Российской Федерации, а окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на право пользования недрами в соответствии со ст.ст. 35, 40 ФЗ РФ "О недрах".
Согласно ст. 11 Закона РФ "О недрах" документом, удостоверяющим право лица на пользование участков недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем заранее оговоренных условий является лицензия. Кроме того, этой нормой предусмотрено, что между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (дополнение - ФЗ РФ N 20-ФЗ от 02.01.2000).
Закон РФ "О недрах" не признан неконституционным в части такого порядка взимания платежей, когда их размер конкретизируется в лицензии, а лицензионные соглашения не признаны недействительными, не расторгнуты и продолжают свое действие в полном объеме в соответствии с абз. 4 ст. 12 ФЗ РФ "О недрах".
Из материалов дела видно, что ОАО АНК "Башнефть" имеет ряд лицензий на пользование недрами, содержащих порядок и условия, связанные с платежами за пользование недрами, в том числе размер платы за добычу полезных ископаемых, которые являются относимыми и допустимыми доказательствами в силу ст. 11 НК РФ и ст.ст. 67, 68 АПК РФ.
Однако должного анализа содержания этих условий судом произведено не было.
Судом также не учено, что положения Инструкции ГНС РФ N 17 от 30.01.93 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" подлежат применению в силу ст. 7 ФЗ РФ N 147-ФЗ от 31.07.98 "О введении в действие части I НК РФ" и ст. 1 НК РФ, а в силу п.п. "и", "к" ст. 72 Конституции РФ и ст.ст. 1, 1.1, 4 ФЗ РФ "О недрах" и законодательство о недрах РБ.
Тем более что такую возможность предусматривают также условия лицензионных соглашений (абз. 3 п. 104 - л.д. 143, том 16).
Что касается вопроса о повторности проведения проверки за часть проверяемого периода, а именно с 01.01.01 по 30.06.02, то т.к. акт предыдущей проверки в материалах дела отсутствует, а в решении N 403 от 27.08.01 (том 1, л.д. 30) конкретно не указаны как платежи за пользование недрами, так и перечень включенных в проверку филиалов и подразделений, суду кассационной инстанции не представляется возможным проверить наличие (отсутствие) нарушения налоговым органом ст. 89 НК РФ, а также выделить период повторности и определить конкретные суммы налогов, доначисленных с возможным нарушением налогового законодательства.
В связи с вышеизложенным судебный акт подлежит отмене как вынесенный с нарушением материального и процессуального права и недостаточно обоснованный, а дело - направлению на новое рассмотрение в коллегиальном составе судей.
При новом рассмотрении суду надлежит исправить имеющиеся нарушения и недостатки, обязать представить стороны акт предыдущей выездной проверки - N 11 от 29.01.02, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица - Государственный комитет РБ по геологии и использованию недр и Управление по геологии и использованию недр при КМ РБ, определить наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих или смягчающих ответственность.
Руководствуясь ст.ст. 286-289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 28.02.03 Арбитражного суда РБ по делу N А07-21264/03 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд в коллегиальном составе судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно, что ОАО АНК "Башнефть" имеет ряд лицензий на пользование недрами, содержащих порядок и условия, связанные с платежами за пользование недрами, в том числе размер платы за добычу полезных ископаемых, которые являются относимыми и допустимыми доказательствами в силу ст. 11 НК РФ и ст.ст. 67, 68 АПК РФ.
Однако должного анализа содержания этих условий судом произведено не было.
Судом также не учено, что положения Инструкции ГНС РФ N 17 от 30.01.93 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" подлежат применению в силу ст. 7 ФЗ РФ N 147-ФЗ от 31.07.98 "О введении в действие части I НК РФ" и ст. 1 НК РФ, а в силу п.п. "и", "к" ст. 72 Конституции РФ и ст.ст. 1, 1.1, 4 ФЗ РФ "О недрах" и законодательство о недрах РБ.
...
Что касается вопроса о повторности проведения проверки за часть проверяемого периода, а именно с 01.01.01 по 30.06.02, то т.к. акт предыдущей проверки в материалах дела отсутствует, а в решении N 403 от 27.08.01 (том 1, л.д. 30) конкретно не указаны как платежи за пользование недрами, так и перечень включенных в проверку филиалов и подразделений, суду кассационной инстанции не представляется возможным проверить наличие (отсутствие) нарушения налоговым органом ст. 89 НК РФ, а также выделить период повторности и определить конкретные суммы налогов, доначисленных с возможным нарушением налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2003 г. N Ф09-1374/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника