Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 августа 2007 г. N Ф09-6584/07-С5
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2009 г. N Ф09-1469/09-С5
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 января 2009 г. N 17390/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф09-8647/08-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральские газовые сети" (далее - общество "Уральские газовые сети") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.06.2007 (резолютивная часть от 08.06.2007) по делу N А60-4567/2007.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации муниципального образования "Город Ирбит" - Юрьева С.А. (доверенность от 17.01.2007);
общества "Уральские газовые сети" - Желобанова Т.Е. (доверенность от 26.10.2006).
Общество "Уральские газовые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Ирбитской городской Думе четвертого созыва, третьи лица: администрация муниципального образования "Город Ирбит", Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области), о признании недействующим п. 1.2 решения Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 28.12.2006 N 237 "Об утверждении индивидуальных тарифов для предприятий жилищно-коммунального комплекса на услуги водоснабжения, водоотведения, на вывоз твердых и жидких бытовых отходов для потребителей города Ирбита на 2007 год" в части установления с 01.01.2007 для заявителя тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в размере 9 руб. 22 коп. и 1 руб. 01 коп. за один кубический метр (без налога на добавленную стоимость, далее - НДС).
Решением суда от 13.06.2007 (резолютивная часть от 08.06.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Уральские газовые сети" просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права (ст. 2, 3, 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 2, 4 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 316), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Кассатор указывает на то, что основания для досрочного пересмотра тарифов отсутствовали, оспариваемые тарифы не обеспечивают заявителю возмещение понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, влекут возникновение у него убытков.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество "Уральские газовые сети" оказывает услуги водоснабжения и водоотведения потребителям муниципального образования "Город Ирбит".
Заявитель представил в администрацию муниципального образования "Город Ирбит" расчетные материалы для утверждения тарифов на водоснабжение и водоотведение, согласно которым размер исчисленных обществом "Уральские газовые сети" тарифов составлял 22 руб. 96 коп. и 1 руб. 72 коп. за один кубический метр соответственно.
Решением Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 24.08.2006 N 193 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения на 2006 год" для заявителя были установлены следующие тарифы: на полный комплекс услуг водоснабжения - 11 руб. 29 коп. за один кубический метр, на услуги канализационной сети без использования насосных станций - 1 руб. 33 коп. за один кубический метр (п. 2 решения). Согласно п. 5 решения оно вступило в силу с 01.09.2006.
Решением Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 14.09.2006 N 200 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения на 2006 год" для общества "Уральские газовые сети" введены в действие индивидуальный тариф на полный комплекс услуг водоснабжения в размере 13 руб. 28 коп. за один кубический метр без НДС и индивидуальный тариф на услуги канализационной сети без использования насосных станций в размере 1 руб. 33 коп. за один кубический метр без НДС. Согласно п. 6 решения оно вступило в силу с 15.10.2006.
Пунктом 1.2 решения Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 28.12.2006 N 237 "Об утверждении индивидуальных тарифов для предприятий жилищно-коммунального комплекса на услуги водоснабжения, водоотведения, на вывоз твердых и жидких бытовых отходов для потребителей города Ирбита на 2007 год" для общества "Уральские газовые сети" утвержден и введен в действие с 01.01.2007 индивидуальный предельный максимальный тариф на полный комплекс услуги водоснабжения в размере 9 руб. 22 коп. за один кубический метр и на услуги канализационной сети без использования насосных станций в размере 1 руб. 01 коп. за один кубический метр (без НДС). Данное решение было опубликовано в Ирбитской общественно-политической газете "Восход" от 29.12.2006 N 156-157.
Решением Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 22.02.2007 N 249 решение Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 28.12.2006 N 237 дополнено пунктом 4 следующего содержания: "Решение Ирбитской городской Думы от 14.09.2006 N 200 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения на 2006 год" считать утратившим силу с 1 января 2007 года".
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением, общество "Уральские газовые сети" сослалось на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и нарушает экономические интересы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом "Уральские газовые сети" требований, суд первой инстанции исходил из того, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения были изменены досрочно в связи с объективным изменением условий деятельности заявителя, влияющим на стоимость оказываемых им услуг, оспариваемые тарифы являются экономически обоснованными и при их установлении права общества "Уральские газовые сети" органом регулирования нарушены не были.
Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать достаточно обоснованными.
Принятие оспариваемого решения Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 28.12.2006 N 237 явилось результатом досрочного пересмотра тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, установленных для общества "Уральские газовые сети" решением Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 14.09.2006 N 200.
Основанием для установления оспариваемых тарифов явилось заключение РЭК Свердловской области от 24.11.2006 об обоснованности тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для общества "Уральские газовые сети", оказываемые на территории муниципального образования "Город Ирбит"; экспертиза тарифов была проведена в связи с обращением главы муниципального образования "Город Ирбит" от 03.11.2006 N 2029.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Федерального закона.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" основаниями для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:
1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации;
5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
6) вступившее в законную силу решение суда.
Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" под объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), понимается изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Помимо вышеуказанных изменений к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, относятся стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у организации коммунального комплекса основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупность повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса, по сравнению с финансовыми потребностями этой организации, определенными на момент утверждения соответствующей программы (п. 2 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 316).
При наступлении названных событий организация коммунального комплекса вправе направить в орган регулирования заявление о досрочном пересмотре тарифов и надбавок в связи с объективным изменением условий ее деятельности, влияющим на стоимость ее товаров и услуг (п. 4 Правил определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций).
По смыслу указанных норм экспертное заключение органа регулирования тарифов не относится к объективным изменениям условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость товаров и услуг этой организации, и, следовательно, такое заключение не является основанием для досрочного пересмотра тарифов.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможности досрочного пересмотра тарифов на основании объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющего на стоимость товаров и услуг этой организации, по инициативе органа регулирования.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" общим принципом регулирования тарифов и надбавок является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Делая вывод об экономической обоснованности оспариваемых тарифов, суд первой инстанции не исследовал надлежащим образом довод общества "Уральские газовые сети" о том, что оспариваемые тарифы не обеспечивают заявителю возмещение понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, и влекут возникновение убытков. Представленный заявителем расчет убытков от реализации услуг по водоснабжению в г. Ирбите за 1 квартал 2007 г. (т. 1, л.д. 120), а также содержащийся в заключении РЭК Свердловской области об обоснованности тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для общества "Уральские газовые сети", оказываемые на территории муниципального образования "Город Ирбит", вывод о том, что при оспариваемом уровне тарифов убытки организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, увеличатся с 1796000 руб. до 4527000 руб., не получили оценки суда. Судом не была исследована правомерность действий РЭК Свердловской области при формировании тарифов для общества "Уральские газовые сети" по корректировке затрат организации на услуги водоснабжения и водоотведения по ряду статей, в том числе по исключению прибыли.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, которым решение Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 28.12.2006 N 237 в части установления с 01.01.2007 для общества "Уральские газовые сети" тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2007 год в размере 9 руб. 22 коп. и 1 руб. 01 коп. за один кубический метр (без НДС) признано соответствующим Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, доводам участвующих в деле лиц и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.06.2007 (резолютивная часть от 08.06.2007) по делу N А60-4567/2007 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод об экономической обоснованности оспариваемых тарифов, суд первой инстанции не исследовал надлежащим образом довод общества "Уральские газовые сети" о том, что оспариваемые тарифы не обеспечивают заявителю возмещение понесенных затрат, связанных с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению, и влекут возникновение убытков. Представленный заявителем расчет убытков от реализации услуг по водоснабжению в г. Ирбите за 1 квартал 2007 г. (т. 1, л.д. 120), а также содержащийся в заключении РЭК Свердловской области об обоснованности тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для общества "Уральские газовые сети", оказываемые на территории муниципального образования "Город Ирбит", вывод о том, что при оспариваемом уровне тарифов убытки организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, увеличатся с 1796000 руб. до 4527000 руб., не получили оценки суда. Судом не была исследована правомерность действий РЭК Свердловской области при формировании тарифов для общества "Уральские газовые сети" по корректировке затрат организации на услуги водоснабжения и водоотведения по ряду статей, в том числе по исключению прибыли.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, которым решение Ирбитской городской Думы четвертого созыва от 28.12.2006 N 237 в части установления с 01.01.2007 для общества "Уральские газовые сети" тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2007 год в размере 9 руб. 22 коп. и 1 руб. 01 коп. за один кубический метр (без НДС) признано соответствующим Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2007 г. N Ф09-6584/07-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника