Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 января 2004 г. N Ф09-4913/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции МНС РФ N 5 по Пермской области и КПАО на решение от 02.10.2003 г. Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-18256/03 по заявлению Межрайонной Инспекции МНС РФ N 5 по Пермской области и КПАО к ОАО Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ о взыскании 219630,17 руб. налоговых санкций.
В судебном заседании приняли участие представители:
налогового органа: Дьяченко М.Л. по доверенности от 15.05.03 г. N 03/4743
Сбербанка РФ: Шипицын А.В. по доверенности от 23.09.2003 г., Оборин Л.Г. по доверенности от 09.01.2002 г.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Межрайонная Инспекция МНС РФ N 5 по Пермской области и КПАО обратилась в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к ОАО Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ о взыскании 219630,17 руб. налоговых санкций по п. 2 ст. 135 НК РФ.
Решением суда от 02.10.2003 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
Межрайонная Инспекция МНС РФ N 5 по Пермской области и КПАО с судебным актом не согласна, просит в кассационной жалобе решение от 02.10.03 г. отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение п. 2 ст. 135 НК РФ и неправильное применение положений Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 г. N 257-О.
Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ N 5 по Пермской области и КПАО по результатам проведения выездной налоговой проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах Кунгурского отделения N 1638 ОАО Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации составлен акт от 19.02.2003 г. N 494дсп и принято решение от 20.03.2003 г. N 781дсп о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 135 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 219630,17 руб.
Основанием для привлечения к ответственности явился вывод налогового органа о совершении банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на расчетных счетах Кишертского предприятия по обеспечению топливом, МП ЖКХ "Кишерть", выразившихся в зачислении поступающих денежных средств на бюджетные счета указанных предприятий.
В связи с тем что требование об уплате налоговых санкций в добровольном порядке не исполнено, налоговый орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия в действиях банка вменяемого правонарушения.
Вывод суда является правильным, соответствует закону и подтверждается материалами дела.
Пунктом 2 статьи 135 НК РФ предусмотрена ответственность за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа.
В соответствии со ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Решениями налогового органа приостановлены операции по расчетным счетам Кишертского предприятия по обеспечению топливом населения и МП ЖКХ "Кишерть".
Кунгурским отделением N 1638 Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ производилось зачисление на бюджетные счета, открытые Кишертскому предприятию по обеспечению топливом населения, МП ЖКХ "Кишерть", денежных средств в счет оплаты за оказываемые услуги по реквизитам платежных поручений плательщиков, что подтверждается материалами дела и не противоречит требованиям ст. 76 НК РФ, ст. 845, 849 ГК РФ.
Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 03.10.2002 г. N 2-П, не предусмотрено для осуществления операций по счетам представление иных документов, помимо расчетных.
В силу п. 3 ст. 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента.
Указом Президента РФ от 23.05.1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", Порядком применения Указа Президента РФ, Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ", утвержденными Приказом ЦБ РФ от 18.06.1997 г. N 02-263, не предусмотрено осуществление контроля со стороны банков за использованием расчетных и бюджетных счетов.
Вывод суда об отсутствии в действиях банка вменяемого правонарушения и оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 135 НК РФ, соответствует положениям Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 г. N 257-О, ст. 106, п. 2 ст. 110, ст. 76 НК РФ, ст. 845 ГК РФ, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 02.10.2003 г. Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-18256/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указом Президента РФ от 23.05.1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", Порядком применения Указа Президента РФ, Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ", утвержденными Приказом ЦБ РФ от 18.06.1997 г. N 02-263, не предусмотрено осуществление контроля со стороны банков за использованием расчетных и бюджетных счетов.
Вывод суда об отсутствии в действиях банка вменяемого правонарушения и оснований для привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 135 НК РФ, соответствует положениям Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 г. N 257-О, ст. 106, п. 2 ст. 110, ст. 76 НК РФ, ст. 845 ГК РФ, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2004 г. N Ф09-4913/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника