Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 ноября 2007 г. N А60-16815/2007-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2008 г. N Ф09-3247/08-С5
Резолютивная часть решения объявлена 21.11.2007 г.
Полный текст решения изготовлен 28.11.2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия "Водоканалсервис" к Муниципальному учреждению "Служба заказчика", Муниципальному образованию Пышминский городской округ лице Главы Муниципального образования Пышминский городской округ, третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
о взыскании 507019 руб. 55 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Зубкова Н. В. по доверенности N 2 от 07.09.2007 г., Пилигина И.П. по доверенности от 13.08.2007 г. N 1
от ответчика: от МУ "Служба заказчика" Аклеева Н.А. по доверенности N 15 от 24.05.2007 г., от МО Пышминский городской округ Хохряков И.А. по доверенности от 01.01.2007 г. N 69
от третьего лица: Конькова Е.С. по доверенности N 02-18/73 от 17.01.2007 г.
Разъяснены процессуальные права и обязанности. Отвода суду не заявлено.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканалсервис" обратилось с исковым заявлением к Муниципальному учреждению "Служба заказчика", Администрации Пышминского городского округа о взыскании 507019 руб. 55 коп. задолженности за оказанные услуги, из которой 495748 руб. 62 коп. долга, 11270 руб. 93 коп. пени. Истец настаивает на удовлетворении своих исковых требований о привлечении ответчиков к субсидиарной ответственности на основании ст. 399 Гражданского кодекса РФ.
Ответчик, МУ "Служба заказчика", исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что по договору N 10 от 09.01.2007 г. на поставку услуг по вывозу ЖБО истец преднамеренно ввел МУ "Служба заказчика" в заблуждение и выставляла счета фактуры с 01.012.2007 г. на вывоз ЖБО, применяя при этом тариф на вывоз ЖБО 34.56 коп. за куб. м. и не существующий тариф "Очистка".
Ответчик, МО Пышминский городской округ, исковые требования не признал, представил в судебное заседание отзыв, в котором указал, что МУ "Служба заказчика" обязательства по договору N 10 от 09.10.2007 г. на поставку услуг по вывозу ЖБО выполнило в полном объеме. Распоряжением главы Пышминского городского округа N 859 от 30.11.2006 г. "Об утверждении тарифа на вывоз твердых бытовых отходов, водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилищного фонда и на обслуживание внутридомовых сетей для муниципальных предприятий ЖКХ Пышминского городского округа на 2007 г." п. 1 предприятию установлен тариф на услугу вывоза жидких бытовых отходов с 01.01.2007 г. в размере 34 руб. 56 коп. за 1 кб. М., тариф "очистка" не был установлен.
Истец к судебному заседанию представил возражения на доводы ответчиков, изложенные в отзывах. Истец указал, что Распоряжением Главы Пышминского городского округа N 859 от 30.11.2006 года "Об утверждении тарифа на вывоз твердых бытовых отходов, водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилищного фонда и на обслуживание внутридомовых сетей для муниципальных предприятий ЖКХ Пышминского городского округа на 2007 год" п. 7.установлен также тариф на услугу водоотведения с 01.01.2007 года в размере 8 руб. 75 коп. за один метр кубический для расчетов с организациями.
Распоряжением Главы Пышминского городского округа N 268 от 24.04.2007 г. "Об утверждении тарифа на услугу водоотведения МУП "Водоканалсервис" установлен тариф на услугу водоотведения в размере 10 руб. 31 коп. за 1 метр кубический с 01.06.2007 г.
Постановление Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 г. "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ" определяет "водоотведение" как технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Согласно гл. 1 Методических рекомендаций по формированию тарифов водоотведение определено как совокупность мероприятий, обеспечивающих прием, сбор и отведение сточных вод от потребителей, а также их очистку и обезвреживание перед утилизацией или сбросом в водоем; полный комплекс услуги водоотведения - как совокупность услуг канализационных очистных сооружений и канализационной сети; услуги канализационных очистных сооружений как совокупность мероприятий по доведению качества сточных вод до показателей, установленных нормами, с использованием очистных сооружений и трубопроводов, собирающих стоки после очистки и отправляющих их в водослив или водоспуск; услуги канализационной сети как совокупность мероприятий по обеспечению подачи воды к местам приема и отведения сточных вод с использованием системы трубопроводов, устройств и сооружений на них, насосных станций.
Отведение сточных вод от домов муниципального жилого фонда производится по дворовой канализационной сети и внутриквартальным канализационным сетям до емкостей локальных выгребов. Эти сети, локальные выгреба, а также другие объекты и элементы канализации, используемые при отводе сточных вод от жилых домов находятся на обслуживании МУП "Водоканалсервис" согласно Постановления главы МО "Пышминский район" от 03.05.2005 г. N 198 "О разграничении границ эксплуатационной и балансовой ответственности".
При формировании и утверждении индивидуальных тарифов на коммунальные услуги для МУП "Водоканалсервис" на 2007 г. затраты по обслуживанию этих объектов включены в состав расходов по услуге "Водоотведение полный комплекс. Сети".
Выкачанные из локальных выгребов сточные воды спецтранспортом предприятия вывозятся на очистные сооружения, где проходят очистку. Расходы на очистку и обезвреживание стоков, вывезенных на очистные сооружения МУП "Водоканалсервис" предусмотрены в тарифе "Водоотведение. Очистка".
При формировании и расчете тарифа, утвержденного на 2007 год на полный комплекс водоотведения (Очистка и сети) МУП "Водоканалсервис" за основу было принято Постановление Правительства Свердловской области N 1136-п от 05.11.1998 г. "Об методических рекомендациях по формированию и утверждению экономически обоснованных тарифов по вывозке твердых и жидких бытовых отходов".
По ходатайству истца, определением суда от 01.11.2007 г. к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области для дачи заключения относительно подлежащих применению тарифов. В представленных пояснениях, третье лицо указало, что МУП "Водоканалсервис" в расчетах за оказываемые МУ "Служба заказчика" услуги по договору N 10 от 09.01.2007 г. вправе применять только тариф за услуги по вывозу жидких бытовых отходов, до утверждения в установленном порядке тарифа на услуги канализационных очистных сооружений.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика, суд установил:
Между Истцом и Ответчикам на основании муниципального контракта 09.01.2007 г. был заключен договор N 5 на поставку услуг водоснабжения и водоотведения, 09.01.2007 г. N 10 на поставку услуг по вывозу ЖБО. На основании указанных договоров были заключены договоры на поставку услуг водоснабжения и водоотведения для нужд нанимателей, а также собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах муниципального жилищного фонда. 01.01.2007 г. были заключены договоры N 25 и N 26 на отпуск воды абоненту и на прием и вывоз сточных вод в систему канализации МУП "Водоканалсервис" соответственно, предметом данных договоров являлась организация поставки услуг водоснабжения и водоотведения по адресу: р.п. Пышма, ул. Куйбышева 48 (административное здание МУ "Служба заказчика").
Согласно п. 3.1.1 Договоров N 10, N 5 от 09.01.07 г., п. 6.4.1 договора N 26 от 01.02.2007 г, п. 5.5. договора N 25 от 01.01.2007 г. МУ "Служба заказчика" обязана перечислять денежные средства за оказанные услуги до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, В случае не исполнения или не несвоевременного исполнения МУ "Служба заказчика" обязательств по оплате за предоставленные услуги, МУП "Водоканал сервис вправе требовать уплаты пени в размере 1/300 ставки рефинансирования установленной ЦБ РФ от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Для оплаты стоимости оказанных услуг на отпуск воды и прием и вывоз сточных вод истцом были выставлены счета фактуры N 00000104 от 26.02.2007 г., 00000214 от 26.03.2007 г., 00000299 от 26.04.2007 г., 00000334 от 28.05.2007 г., 00000454 от 25.06.2007 г., 00000575 от 30.07.2007 г., 00000638 от 27.08.2007 г. на общую сумму 2250458 руб. 41 коп.
Согласно представленным счетам-фактурам оказанные услуги по вывозу ЖБО были предъявлены к оплате одновременно по двум тарифам - 34,56 руб. за куб. м. и тариф очистка.
Предъявление услуг по вывозу ЖБО по двум тарифам истец основывает на том, что тариф на вывоз ЖБО в размере 34,56 руб. за куб. м и тариф на водоотведение в размере 8,75 коп. утверждены Распоряжением Главы МО "Пышминский район" от 30.11.2006 г. N 859, а тариф 10,31 руб. утвержден распоряжением N 268 от 24.04.2007 г. Последний тариф, по мнению истца, должен был применяться дополнительно к тарифу 34,56 руб., поскольку стоимость услуг по очистке ЖБО в тариф на вывоз ЖБО не входила.
Между тем довод истца о необходимости исчисления полного тарифа по вывозу ЖБО путем сложения указанного тарифа 34,56 руб. за м. куб. и тарифа 8,75 руб./куб.м (либо 10,31 руб./ куб. м) обоснованным не является в силу следующего.
По договору N 10 от 09.01.2007 г. МУП "Водоканалсервис" оказывает МУ "Служба заказчика" услуги по вывозу жидких бытовых отходов. Выкачанные из локальных выгребов жидкие бытовые отходы специальным транспортом МУП "Водоканалсервис" вывозятся на очистные сооружения, где осуществляется их очистка. То есть МУП "Водоканал-сервис" оказывает МУ "Служба заказчика" услуги по вывозу и очистке жидких бытовых отходов.
Тариф на услуги по вывозу жидких бытовых отходов утвержден в установленном порядке распоряжением главы Пышминского городского округа от 30.11.2006 г. N 859 в размере 34,56 рублей за 1 кубический метр.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" с изменениями, внесенными Федеральными законами от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ, от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ и от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ, тарифы на товары и услуга организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоотведения подлежат регулированию. Регулирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
МУП "Водоканалсервис" оказывает весь объем услуг водоотведения потребителям, расположенным на территории Пышминского городского округа. Согласно статье 5 вышеназванного Федерального закона тарифы на услуги водоотведения для организаций коммунального комплекса, оказывающих эти услуги только на территории одного муниципального образования, подлежат регулированию органом регулирования муниципального образования, в соответствии с предельным индексом максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации, для соответствующего муниципального образования. То есть тарифы на услуги водоотведения, в том числе и на услуги канализационных очистных сооружений, оказываемые МУП "Водоканалсервис" потребителям Пышминского городского округа, должны быть утверждены органом регулирования муниципального образования.
Органом регулирования муниципального образования тариф на услугу канализационных очистных сооружений МУП "Водоканалсервис" на 2007 год не утвержден. Применение при расчетах с МУ "Служба заказчика", неутвержденного тарифа неправомерно. Применение тарифа на полный комплекс услуги водоотведения, утвержденного для МУП "Водоканалсервис" распоряжением главы Пышминского городского округа от 31.11.2006 г. N 859 и от 24.04.2007 г. N 268 в расчетах с МУ "Служба заказчика" также неправомерно, так как оказывается только услуга канализационных очистных сооружений.
На основании вышеизложенного, МУП "Водоканалсервис" в расчетах за оказываемые МУ "Служба заказчика" услуги по договору N 10 от 09.01.2007 г. вправе применять только тариф за услуги по вывозу жидких бытовых отходов, до утверждения в установленном порядке тарифа на услуги канализационных очистных сооружений.
Постановлением РЭК по Свердловской области от 20.09.2006 г. N 105-ПК утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по водоснабжения и водоотведения в Свердловской области, из которых следует, что полный комплекс услуг водоотведения это совокупность услуг канализационных очистных сооружений и канализационной сети, а услуги канализационных очистных сооружений - совокупность мероприятий по доведению качества сточных вод до показателей, установленных нормами с использованием очистных сооружений и трубопроводов, собирающих стоки после очистки и отправляющих их в водослив и водоспуск, услугами сети же является совокупность мероприятий по обеспечению подачи воды к местам потребления (приема и отведения сточных вод) с использованием системы трубопроводов, устройств и сооружений на них, насосных станций.
Из пунктов 2, 4 и 6 Главы 5 названных Методических рекомендаций также следует, что тариф на услугу сети (водопроводной, канализационной) представляет собой стоимость осуществления совокупности мероприятий по обеспечению подачи воды к местам потребления (приема и отведения сточных вод), тариф на услуг канализационных очистных сооружений это стоимость осуществления совокупности мероприятий по обеспечению качества сточных вод до показателей, установленных нормами, а тариф на полный комплекс услуг водоотведения представляет собой стоимость осуществления совокупности услуг канализационной сети и канализационных очистных сооружений.
Тариф на услуги по очистке РЭК Свердловской области для истца не утвержден, что следует из пункта 1 главы 2 Постановления РЭК СО N 303-ПК от 21.12.2005 г.
В связи с этим, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд находит, что они не свидетельствуют об обоснованности довода о предъявлении стоимости услуг по очистке вывезенных ЖБО по тарифу, установленному истцу на полный комплекс услуг по водоотведению.
При этом суд отмечает, что вывоз ЖБО, как следует из пояснений истца, происходил автомобильным транспортом непосредственно к месту утилизации, и не предполагал собой услуги канализационной сети, в связи с чем применение тарифа на полный комплекс услуг по водоотведению только к услугам по очистке ЖБО не обосновано.
По вышеизложенным причинам суд произвел перерасчет задолженности ответчиков перед истцом, в соответствии с которым таковая составила 154047 руб. 21 коп., и была исчислена путем вычитания стоимости услуг по очистке, содержащихся в спорных счетах-фактурах, из общей их стоимости.
Согласно ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Поскольку ответчик оказанные услуги не оплатил, исковые требования подлежат удовлетворению в размере 154047 руб. 21 коп.
Требования истца о взыскании с ответчика пени также являются обоснованными и правомерными частично. Согласно контррасчету ответчика, правильность которого проверена в судебном заседании, сумма обоснованно начисленных пени составила 1208 руб. 61 коп. за период с 16.03.2007 г. по 24.06.2007 г. на основании 4.6 договоров.
В связи с изложенным, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в размере 155255 руб. 82 коп., в том числе 154047 руб. 21 коп. - основной долг, 1208 руб. 61 коп. - пени.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ" (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.2007 г. N 23) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Суд находит, что требование о взыскании с Пышминского городского округа в случае недостаточности денежных средств у МУ "Служба заказчика" требуемой ко взысканию суммы подлежит удовлетворению в силу ст. 120 ГК РФ.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на счет ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального учреждения "Служба заказчика" в пользу Муниципального унитарного предприятия "Водоканалсервис" 155255 руб. 82 коп., в том числе 154047 руб. 21 кол. - основной долг, 1208 руб. 61 коп. - пени, а также 4605 руб. 12 коп. в возмещение расходов истца по уплате госпошлины.
При недостаточности денежных средств Муниципального учреждения "Служба заказчика" взыскание произвести с собственника имущества - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2007 г. N А60-16815/2007-С2
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника