Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 марта 2008 г. N Ф09-830/08-С5
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2009 г. N Ф09-5863/09-С5
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2009 г. N 4923/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 декабря 2008 г. N Ф09-830/08-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее
- общество "ТТК-9") на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2007 по делу N А50-8207/2007-Г-3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" г. Губаха (далее - муниципальное учреждение) - Вицентий В.М., директор (распоряжение главы администрации Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края от 19.10.2006 N 84-р), Гусева Е.В. (доверенность от 26.07.2007);
общества "ТГК-9" - Налимова Е.Е. (доверенность от 25.12.2007 N 78).
Муниципальное учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу "ТГК-9" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения тепловой энергии в сетевой воде 01.02.2007 N 3202, просило принять п. 2.1, 2.2, 4.1, 4.3 в его редакции, а редакцию п. 4.2 договора изменить и изложить следующим образом: "в случае отсутствия или неисправности прибора учета тепловой энергии на объекте потребителя количество потребленной тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии, утвержденными полномочными органами", п. 5.1.10 - "снимать показания прибора учета и представлять энергоснабжающей организации или третьему лицу по ее поручению отчет о потреблении тепловой энергии с 25 по 30 число отчетного месяца" (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Третьи лица - муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", общество с ограниченной ответственностью "КРЦ-Прикамье".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2007 пункты 2.1,
2.2, 4.1 договора приняты в редакции истца, изложенной в протоколе разногласий. Пункт 4.2 изложен в следующей редакции: "В случае отсутствия или неисправности прибора учета тепловой энергии на объекте потребителя количество потребленной тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии, утвержденными полномочными органами". Пункт 5.1.10 договора принят в следующей редакции: "Снимать показания прибора учета и представлять энергоснабжающей организации или третьему лицу по ее поручению отчет о потреблении тепловой энергии с 25 по 30 число отчетного месяца".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ТГК-9" просит указанные судебные акты отменить. По мнению кассатора, к правоотношениям сторон по договору от 01.02.2007 N 3202, вне зависимости от того, что фактическими потребителями являются жильцы домов, не подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам). Кассатор отмечает, что судами обеих инстанций не дана оценка тому факту, что расчет количества необходимой энергии для поставки на объекты истца, произведенный на основании нормативов потребления для г. Губаха, утвержденных распоряжением главы администрации г. Губаха от 23.07.2003 N 214, приведет к убыткам энергоснабжающей организации; расчеты, произведенные истцом по п. 2.1, 2.2 договора, и порядок определения фактического количества тепловой энергии не соответствует действующему законодательству.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене - дело направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, общество "ТГК-9" направило муниципальному учреждению проект договора энергоснабжения тепловой энергией в сетевой воде от 01.02.2007 N 3202, предметом которого являются взаимные права и обязанности общества "ТГК-9" (энергоснабжающая организация) и муниципального учреждения (потребитель) по производству, передаче и потреблению тепловой энергии на возмездной основе.
Муниципальное учреждение с условиями п. 2.1, 2.2, 3.2, 3.3.1, 3.3.2,
3.3, 3.4, 4.1, 4.3, 5.1.4, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 8.1, 9.1 договора не согласилось, предложив энергоснабжающей организации в протоколе разногласий от 14.05.2007 свою редакцию указанных пунктов.
Письмом от 22.05.2007 N 120-14-794 общество "ТГК-9" направило потребителю протокол согласования разногласий к упомянутому договору.
Недостижение сторонами соглашения по редакциям п. 2.1, 2.2, 4.1-4.3, 5.1.10 упомянутого договора послужило основанием для обращения муниципального учреждения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая преддоговорный спор, суд первой инстанции исходил из того, фактическими потребителями по договору от 01.02.2007 N 3202 являются жильцы домов, истец выступает лишь заказчиком услуг по отпуску теплоэнергии для населения. Руководствуясь ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ст. 2 Закона Пермского края от 07.05.2007 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", суд признал обоснованным определение количества потребленной тепловой энергии по варианту истца в соответствии с нормативами потребления тепловой энергии, утвержденными полномочными органами. Суд отметил также, что Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее Методика N 105), неприменима для определения показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции в силе, отметил, что предложенная истцом редакция спорных пунктов
договора наиболее соответствует требованиям действующего
законодательства, регулирующего порядок поставки энергоресурсов на цели предоставления коммунальных услуг населению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении к правоотношениям сторон при урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения, положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и соответственно принятие п. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2 в редакции истца основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Потребителем применительно к указанным Правилам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 Правил).
По смыслу приведенных норм Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат применению к договору о предоставлении соответствующих услуг, одной из сторон которого является гражданин-потребитель. Потребителем по договору 01.02.2007 N 3202 является организация - муниципальное учреждение.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения, участниками которых стороны договора от 01.02.2007 N 3202 не являются. Поэтому принятие судами спорных пунктов договора в редакции, основанной на указанных нормативных актах, не соответствует действующему законодательству.
Факт заключения договора в интересах жителей многоквартирных домов (граждан) не имеет правового значения и не влечет распространение на отношения сторон по договору Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеназванных Правил.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в части урегулирования разногласий по п. 2.1, 2.2, 4.1, 4.2 договора подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права - неправильным истолкованием закона (п. 3 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка условий договора от 01.02.2007 N 3202, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченные недостатки и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 04.10.2007 по делу N А50-8207/2007-Г-3 в части принятия пунктов 2.1, 2.2, 4.1, 4.2 договора от 01.02.2007 N 3202 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 в указанной части отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Потребителем применительно к указанным Правилам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 Правил).
По смыслу приведенных норм Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат применению к договору о предоставлении соответствующих услуг, одной из сторон которого является гражданин-потребитель. Потребителем по договору 01.02.2007 N 3202 является организация - муниципальное учреждение.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения, участниками которых стороны договора от 01.02.2007 N 3202 не являются. Поэтому принятие судами спорных пунктов договора в редакции, основанной на указанных нормативных актах, не соответствует действующему законодательству.
Факт заключения договора в интересах жителей многоквартирных домов (граждан) не имеет правового значения и не влечет распространение на отношения сторон по договору Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеназванных Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2008 г. N Ф09-830/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника