Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 марта 2008 г. N Ф09-1701/08-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 октября 2007 г. N Ф09-8723/07-С5
См. также Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2007 г. N А60-8101/2007-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2007 по делу N А60-12265/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 по указанному делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Волков С.Н. (доверенность от 10.09.2007);
общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Энергиярегион" (далее - общество "Концерн "Энергиярегион") - Касаткин В.В. (доверенность от 11.01.2008 N 16).
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным размещения Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд) заказа на разработку и внедрение автоматизированной системы по учету страхователей и их платежей.
Решением суда от 31.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ).
Как следует из материалов дела, приказом исполнительного директора фонда от 01.02.2007 N 22 принято решение о проведении открытого конкурса на разработку и внедрение автоматизированной системы по учету страхователей и их платежей, создана конкурсная комиссия и утверждена конкурсная документация.
К числу требований, предъявляемых к конкурсной документации участника (приложение N 5 к приказу), отнесены: 1) документальное и фактическое подтверждение разработки участником конкурса информационной системы (программы) на языке Visual Basic.NET, которая внедрена и работает в настоящее время; 2) документальное подтверждение разработки, внедрения и сопровождения участником конкурса информационной системы, находящейся в промышленной эксплуатации не менее пяти лет.
По итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией фонда был составлен протокол от 22.03.2007 N 2, из которого следует, что конкурсной комиссией было отказано обществу "Концерн "Энергиярегион" в допуске к конкурсу, поскольку предложение участника не соответствовало требованиям конкурсной документации, а также принято решение о допуске к участию в конкурсе закрытого акционерного общества "Институт программных систем" (далее - общество "Институт программных систем").
В связи с допуском к конкурсу только одного участника, конкурс признан несостоявшимся.
При этом по итогам конкурса 23.03.2007 фактически соответствующий контракт был подписан фондом с обществом "Институт программных систем".
На основании жалобы общества "Концерн "Энергиярегион" управлением проведена внеплановая проверка фонда по вопросу нарушений требований Закона N 94-ФЗ.
По итогам проверки управлением 03.04.2007 вынесено решение N 43, на основании которого управлением в Арбитражный суд Свердловской области подано заявление о признании недействительным размещения фондом заказа на разработку и внедрение автоматизированной системы по учету страхователей и их платежей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из правомерности действий фонда, основанных на действующем в момент проведения конкурса гражданском законодательстве.
Кроме того, суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался фактическими обстоятельствами, установленными решением Арбитражного суда Свердловской области при рассмотрении дела N А60-8101/07-С5.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1, Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 N 1499-1 установлено, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ (в ред. от 27.07.2006) он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств (п. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ).
Поскольку финансовые средства фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов других фондов, то фонд не может выступать в качестве государственного или муниципального заказчика.
Кроме того, перечень субъектов, относящихся к государственным и муниципальным заказчикам, был дополнен внебюджетными фондами только после вступления в силу изменений в Закон N 94-ФЗ, внесенных в него Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о том, что при организации конкурса фонд правомерно руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а не нормами Закона N 94-ФЗ, поскольку до даты вступления в силу соответствующих изменений Закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ) положения данного нормативного правового акта обязательного характера для фонда не имели.
Кроме того, при вынесении решения суд первой инстанции правомерно исходил из фактических обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-8101/07-С5.
Исходя из буквального содержания ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и субъектного состава лиц, участвующих в настоящем деле и в деле N А60-8101/07-С5, судебный акт по делу N А60-8101/07-С5 не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора. Вместе с тем принцип единообразия судебной практики при разрешении данных споров, вытекающих из общих обстоятельств дела, требует согласованности правовых выводов, содержащихся в судебных актах по этим спорам. Принимаемые арбитражным судом решения в отношении одного лица не должны при их исполнении вступать в противоречие и порождать новые споры.
Довод управления о необоснованном неприменении судами положений Закона N 149-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный довод проверялся в ходе рассмотрения спора по существу с учетом всех имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда, сделанные на основании оценки фактических обстоятельств дела судом кассационной инстанции не переоцениваются.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2007 по делу N А60-12265/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку финансовые средства фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов других фондов, то фонд не может выступать в качестве государственного или муниципального заказчика.
Кроме того, перечень субъектов, относящихся к государственным и муниципальным заказчикам, был дополнен внебюджетными фондами только после вступления в силу изменений в Закон N 94-ФЗ, внесенных в него Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о том, что при организации конкурса фонд правомерно руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а не нормами Закона N 94-ФЗ, поскольку до даты вступления в силу соответствующих изменений Закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ) положения данного нормативного правового акта обязательного характера для фонда не имели.
...
Довод управления о необоснованном неприменении судами положений Закона N 149-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный довод проверялся в ходе рассмотрения спора по существу с учетом всех имеющихся в деле доказательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2008 г. N Ф09-1701/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника