Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 апреля 2008 г. N Ф09-6321/07-С5
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июня 2008 г. N 7708/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2007 г. N Ф09-6321/07-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общественной организации г. Перми "Футбольный клуб "Амкар" (далее - футбольный клуб "Амкар") на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2007 (резолютивная часть от 07.11.2007) по делу N А50-14189/2006-Г11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель футбольного клуба "Амкар" - Мальцев С.Г. (доверенность от 10.01.2008).
Муниципальный департамент по культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Перми (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к футбольному клубу "Амкар" о взыскании 2321590 руб., использованных не по целевому назначению. Третье лицо - Департамент финансов администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2007 (резолютивная часть от 07.11.2007) исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, футбольный клуб "Амкар" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов материалам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, заключение договора от 01.01.2003 N 1/2003 противоречит действующему бюджетному законодательству и не отражает фактически сложившиеся отношения между сторонами. Кассатор полагает, что нецелевое использование бюджетных средств отсутствует, денежные средства использованы в соответствии с условиями их выделения.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить решение и постановление без изменения, считая доводы заявителя необоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, между муниципальным управлением по распоряжению объектами муниципальной собственности администрации г. Перми (ссудодатель), муниципальным учреждением "Городская служба муниципального заказчика в жилищной сфере" (балансодержатель) и футбольным клубом "Амкар" (ссудополучатель) 28.06.2000 заключен договор N 05-109 безвозмездного пользования имуществом, закрепленным в оперативном управлении за муниципальным учреждением, по условиям которого ссудодатель обязуется передать ссудополучателю в безвозмездное пользование имущественный комплекс стадиона "Звезда", расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 95. Срок безвозмездного пользования - до 15.03.2004. В соответствии с п. 2.2.3 названного договора ссудополучатель принял на себя обязательство поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы по его содержанию.
Между Комитетом по физкультуре и спорту администрации г. Перми (правопредшественник муниципального департамента по культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Перми) и футбольным клубом "Амкар" 01.01.2003 подписан договор N 1/2003 на долевое участие в содержании объекта, сроком действия до 31.03.2003 г.
В силу п. 1 договора от 01.01.2003 N 1/2003 комитет осуществляет финансирование объекта муниципальной собственности - стадиона "Звезда" - путем перечисления денежных средств на счет футбольного клуба "Амкар" на условиях, в размере и порядке, предусмотренных законом Пермской области "О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области "О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области" от 26.09.2002 по статьям расходов, предварительно согласованных сторонами.
Футбольный клуб обязался расходовать поступающие от комитета денежные средства на содержание объекта строго по назначению, указанному комитетом в платежном поручении. Бюджетные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат изъятию (п. 4, 5 договора от 01.01.2003 N 1/2003).
Финансирование футбольного клуба в 2003 г. осуществлялось на основании сметы расходов на соответствующий год, утвержденной председателем Комитета по физкультуре и спорту, в сумме 8544 тыс. руб.
Контрольно-ревизионным управлением Департамента финансов администрации г. Перми проведена проверка обоснованности расходования бюджетных средств, выделенных футбольному клубу "Амкар" на содержание стадиона "Звезда" в 2003-2005 гг. В ходе проверки установлен факт нецелевого использования средств городского бюджета, о чем составлен акт от 31.01.2006.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования департамента, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что к правоотношениям сторон подлежат применению нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций мотивированы тем, что в нарушение ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации футбольный клуб допустил нецелевое использование выделенных ему денежных средств муниципального бюджета.
Выводы суда соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в период с января по декабрь 2003 г. Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Перми (правопредшественник истца) перечислил на счет ответчика 8558000 руб. на финансирование по кодам 110721, 110730, 110740, 110770, 111040, 111030. Ответчиком допущено нецелевое использование 2321600 руб. (по коду 110700 на оплату коммунальных услуг 1865900 руб., по коду 111040 на оплату прочих текущих расходов 43000 руб., кроме того, допущено 421700 руб. переплаты при ремонте затопляемых участков и дренажной системы стадиона).
При таких обстоятельствах, установив факт нецелевого использования бюджетных денежных средств футбольным клубом, суды правомерно взыскали их с ответчика.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии нецелевого использования бюджетных денежных средств со ссылками на заключение аудиторской организации общества с ограниченной ответственностью "Инвест-аудит" от 17.11.2006 сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Довод заявителя кассационной жалобы об истечении 31.03.2003 срока действия договора на долевое участие в содержании стадиона "Звезда" не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора и не освобождает ответчика от целевого использования полученных из бюджета денежных средств.
Утверждения кассатора о том, что он производил расходы на содержание объекта в том числе из собственных средств, отклоняются как не подтвержденные материалами дела.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2007 (резолютивная часть от 07.11..2007) по делу N А50-14189/2006-Г11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (резолютивная часть от 17.01.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общественной организации г. Перми "Футбольный клуб "Амкар" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2008 г. N Ф09-6321/07-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника