Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 июня 2008 г. N Ф09-4368/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2009 г. N Ф09-6936/09-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 августа 2008 г. N 10797/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Слободо-Туринский межхозяйственный лесхоз" (далее - кооператив) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2008 (резолютивная часть от 18.02.2008) по делу N А60-29410/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании приняли участие представители:
кооператива - Кравцов Н.В., конкурсный управляющий (определение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2008 по делу N А60-27389/2007); Гончаров К.А. (доверенность от 30.07.2007);
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) - Коновалова Э.В. (доверенность от 15.08.2007 N 78-9225);
областного государственного учреждения "Управление сельскими лесами" (далее - учреждение "Управление сельскими лесами") - Дворников А.И. (доверенность от 28.12.2007).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - управление регистрационной службы) по государственной регистрации права собственности кооператива на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Свердловская область, с. Туринская Слобода, ул. Лесная, д. 9: административное здание общей площадью 419,1 кв.м, литера А; гараж общей площадью 405,0 кв.м, литера Б, назначение - нежилое; здание котельной общей площадью 287,3 кв.м, литера В, назначение - производственное; пожарно-химическую станцию общей площадью 65,3 кв.м, литера Д, назначение - производственное, об обязании управления регистрационной службы устранить допущенные нарушения путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о государственной регистрации права собственности кооператива на указанные объекты недвижимого имущества, а также о признании незаконными действий управления регистрационной службы по исключению из ЕГРП записи о государственной регистрации права оперативного управления государственного учреждения "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" на спорные объекты недвижимого имущества, и обязании устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРП записи о государственной регистрации права оперативного управления государственного учреждения "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" на указанные объекты недвижимого имущества.
Истец в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил ходатайство об изменении предмета исковых требований, просил признать право собственности Свердловской области на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Свердловская область, с. Туринская Слобода, ул. Лесная, д. 9: административное здание общей площадью 419,1 кв.м, литера А; гараж общей площадью 405,0 кв.м, литера Б, назначение - нежилое; здание котельной общей площадью 287,3 кв.м, литера В, назначение - производственное; пожарно-химическую станцию общей площадью 65,3 кв.м, литера Д, назначение - производственное, а также признать недействительным зарегистрированное право собственности кооператива на указанные объекты недвижимого имущества (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Также истцом заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - управления регистрационной службы - на надлежащего - кооператив.
В соответствии со ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - управления регистрационной службы - на надлежащего - кооператив.
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление регистрационной службы, учреждение "Управление сельскими лесами", Свердловское областное государственное унитарное предприятие "Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2008 (резолютивная часть от 18.02.2008) исковые требования удовлетворены: признано право собственности Свердловской области на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Свердловская область, с. Туринская Слобода, ул. Лесная, д. 9: административное здание общей площадью 419,1 кв.м, литера А; гараж общей площадью 405,0 кв.м, литера Б, назначение - нежилое; здание котельной общей площадью 287,3 кв.м, литера В, назначение - производственное; пожарно-химическую станцию общей площадью 65,3 кв.м, литера Д, назначение - производственное, а также признано недействительным зарегистрированное право собственности кооператива на указанные объекты недвижимого имущества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, кооператив просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительный органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), а также на нарушение ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 24 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Заявитель указывает на необоснованность выводов о том, что право оперативного управления учреждения повлекло возникновение права собственности на имущество Российской Федерации как собственника учреждения. Также, по мнению заявителя, является незаконной передача имущества из собственности Российской Федерации в собственность Свердловской области, поскольку право собственности Российской Федерации не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Как установлено судами, постановлением главы администрации Слободо-Туринского района от 30.11.1992 N 439 в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Слободо-Туринский межхозяйственный лесхоз перерегистрирован в качестве товарищества с ограниченной ответственностью со смешанной формой собственности (государственно-кооперативной; свидетельство о государственной регистрации серии IV СИ N 125).
Постановлением главы муниципального образования "Слободо-Туринский район" от 10.11.1995 N 204 за Слободо-Туринским межхозяйственным лесхозом признано административное здание (контора), гараж, котельная, пожарно-химическая станция, расположенные в с. Туринская Слобода по ул. Лесной, 9. На основании данного постановления Слободо-Туринским бюро технической инвентаризации выданы в 1995 г. регистрационные удостоверения на нежилые здания: административное здание, гараж, пожарно-химическую станцию, котельную, что подтверждается справкой отдела Слободо-Туринского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости от 18.12.2007.
Согласно данным технических паспортов, составленных по состоянию на 24-26.07.2001, и планов объектов недвижимости, по адресу: Свердловская обл., с. Туринская Слобода, ул. Лесная, 9, расположены: административное здание 1988 года постройки общей площадью 388,3 кв.м, литера А, гараж 1977 года постройки общей площадью 401,8 кв.м, литера Б, котельная 1987 года постройки, общей площадью 263,4 кв.м, литера В, пожарно-химическая станция 1979 года постройки общей площадью 65,5 кв.м, литера Д.
Кооператив является правопреемником реорганизованного товарищества с ограниченной ответственностью в соответствии с Уставом (п. 2.3) и учредительным договором (п. 2.2) от 17.09.1998.
В соответствии с передаточным актом от 01.10.1999 к кооперативу перешло все имущество, права и обязанности реорганизованного товарищества. Запись о кооперативе внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29.06.2006 (свидетельство серии 66 N 005342422).
На основании приказа от 15.12.1999 N 7-359 "О создании лесхозов Минсельхозпрода России на территории Свердловской области на базе государственного имущества федеральной собственности создано государственное учреждение "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" (далее - учреждение "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России"). Данному учреждению выдано свидетельство о государственной регистрации от 11.01.2000 N 269 (т. 2 л.д. 13, 14).
В соответствии с п. 1.2. Устава учреждения "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" оно создано в целях оперативного управления лесами, переданными в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, расположенным на территории административных районов (городов) Слободо-Туринского.
Согласно названному приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации созданный лесхоз подотчетен государственному учреждению "Свердловскагролес" (п. 1 приказа).
Общим собранием членов кооператива 31.08.2000 принято решение о передаче имущества кооператива остаточной стоимостью 1484763 руб. 71 коп. согласно представленному перечню, включая спорное недвижимое имущество, в федеральную собственность для закрепления на праве оперативного управления за учреждением "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России". Решение обусловлено в том числе тем, что в основном вся материально-техническая база создавалась за счет государственных средств и в связи с отсутствием возможности содержать данное имущество.
Спорное имущество передано с баланса кооператива на баланс учреждения "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" по актам (накладным) приемки-передачи основных средств от 31.08.2000 N 1612, от 16.01.2001 N 1, 4, 18.
Приказом министерства от 02.04.2001 N 502 утвержден перечень передаваемого имущества (п. 2), учреждению "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" предписано принять на баланс имущество, являющееся объектом государственной собственности Российской Федерации балансовой стоимостью 2170163 руб. 59 коп., остаточной стоимостью 1484763 руб. 71 коп. согласно передаточным актам (т. 5, л.д. 24). В перечень передаваемого имущества вошли спорные объекты недвижимости (т. 5, л.д. 25-26).
Право оперативного управления учреждения "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" зарегистрировано 29.08.2001 в установленном законом порядке.
За учреждением "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под производственную базу по адресу: Свердловская обл., с. Туринская Слобода, ул. Лесная, 9 общей площадью 1,79 га, кадастровый (условный) номер 66:24:01 01 001:011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.12.2001 серии 66 АВ N 559729.
Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России", внесено в Реестр федерального имущества, о чем выдано свидетельство N 033273.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.03.2002 N 210 государственное учреждение "Свердловскагролес" реорганизовано в форме присоединения к нему ряда государственных учреждений, в том числе учреждения "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России", и переименовано в федеральное государственное учреждение "Свердловское управление сельскими лесами".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.06.2005 N 362 "О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений" и Приложению N 1 к нему субъектам Российской Федерации передан ряд федеральных государственных учреждений, в том числе Свердловской области передано федеральное государственное учреждение "Свердловсксельлес".
Постановлением правительства Свердловской области от 05.08.2005 N 623-ПП федеральное государственное учреждение "Свердловское управление сельскими лесами" принято в государственную собственность Свердловской области и переименовано в областное государственное учреждение "Управление сельскими лесами".
Передача учреждения из федеральной собственности в областную осуществлена по передаточному акту, утвержденному Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, направленному письмом от 27.06.2005 N ДА-07/16536.
Приказом министерства от 01.06.2007 N 1354 утверждена новая редакция перечня государственного имущества, закрепленного за учреждением "Управление сельскими лесами" на праве оперативного управления на 01.01.2006, в состав которого включены спорные объекты недвижимости.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2003 по делу N А60-27389/2002 в отношении кооператива введена процедура конкурсного производства.
Конкурсный управляющий кооперативом издал приказ от 17.07.2006 N 3 о прекращении права оперативного управления на недвижимое имущество, включая спорные объекты, в связи с введением в отношении кооператива конкурсного производства.
На момент рассмотрения дела в отношении спорных объектов зарегистрировано право собственности кооператива, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 27.06.2007 (т. 1, л.д. 60-63).
Согласно выписке из Сводной описи государственной собственности Свердловской области от 16.10.2007 N 78-11859 спорные объекты недвижимости являются государственным имуществом, находящемся в оперативном управлении учреждения "Управление сельскими лесами" (т. 1, л.д. 41-42).
Полагая, что с принятием постановления правительства Свердловской области от 05.08.2005 N 623-ПП у Свердловской области возникло право собственности на спорное имущество, которое перешло от Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, министерство обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Оценив и исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, в том числе протокол собрания пайщиков от 31.08.2000, перечень передаваемого имущества, акты (накладные) приема-передачи, приказ министерства от 02.04.2001 N 502, суды пришли к правильному выводу о передаче имущества кооператива в федеральную собственность и оперативное управление учреждения "Слободо-Туринский лесхоз Минсельхозпрода России".
В ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлены случаи, в которых находящееся в федеральной собственности имущество может находиться в собственности субъектов Российской Федерации и подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации. Этой же нормой предусмотрен порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Установив, что недвижимое имущество передано из федеральной собственности в собственность Свердловской области в соответствии с положениями ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, а также учитывая, что доказательств последующего отчуждения спорного имущества в пользу кооператива в материалах дела не имеется, суды пришли к обоснованным выводам о возникновении права собственности Свердловской области на спорное недвижимое имущество, а также о недействительности зарегистрированного 27.06.2007 права собственности кооператива в отношении данного имущества.
Доводы заявителя кассационной жалобы о незаконной передаче имущества из собственности Российской Федерации в собственность Свердловской области, в связи с тем что право собственности Российской Федерации не было зарегистрировано в установленном законом порядке, а также о нарушении судами ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняются. В силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" применяются в части, не противоречащей положениям указанной статьи. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, представляют собой систему публично-правовых властных отношений, в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворены судами обоснованно.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2008 (резолютивная часть от 18.02.2008) по делу N А60-29410/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Слободо-Туринский межхозяйственный лесхоз" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о незаконной передаче имущества из собственности Российской Федерации в собственность Свердловской области, в связи с тем что право собственности Российской Федерации не было зарегистрировано в установленном законом порядке, а также о нарушении судами ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняются. В силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" применяются в части, не противоречащей положениям указанной статьи. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, представляют собой систему публично-правовых властных отношений, в силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2008 г. N Ф09-4368/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника