Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июля 2008 г. N Ф09-4913/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2008 по делу N А34-4266/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 по тому же делу о взыскании 101158 руб. 59 коп.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Жилищно-строительный кооператив N 2 акционерное общество "Кургансельмаш" (далее - общество "Кургансельмаш") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Минфину РФ, Финансовому управлению Курганской области, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Центр социальной защиты населения г. Кургана" (далее - учреждение "Центр социальной защиты населения г. Кургана") о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2004 г. в сумме 101158 руб. 59 коп., в том числе с Финансового управления Курганской области за счет средств казны Курганской области в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах" - 84431 руб. 25 коп., а также в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" - 3609 руб. 12 коп.; с Минфина РФ за счет казны РФ в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" - 4723 руб. 74 коп., а также в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" - 8394 руб. 48 коп.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо Федерального закона "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" имеется в виду Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"
Определением суда от 29.10.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Курганской области.
Определением суда от 22.11.2007 Финансовое управление Курганской области исключено из ответчиков по делу и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Определением суда от 22.11.2007 в отношении Финансового управления Курганской области производство по делу в части взыскания убытков в сумме 88040 руб. 37 коп. прекращено на основании ходатайства истца.
Определением суда от 07.12.2007 принято уменьшение исковых требований до 11482 руб. 08 коп, в том числе 4368 руб. 11 коп. на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", 7113 руб. 97 коп. на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.02.2008 исковые требования удовлетворены.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Кургансельмаш" взысканы 11482 руб. 08 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, обязанности по перечислению денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных федеральными законами, выполнены им в полном объеме в пределах лимитов и ассигнований, установленных Законом о бюджете. Кроме того, суд сделал неправильный вывод о правовой природе правоотношений, возникших в данном споре, поскольку правоотношения между Российской Федерацией и обществом "Кургансельмаш" ни из закона, на из договора не возникали.
Как видно из материалов дела, в течение 2004 г. общество "Кургансельмаш" во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (договор о возмещении расходов на предоставление льгот от 20.02.2004, утвержденный распоряжением мэра г. Кургана от 11.06.2004 N 3371).
Полагая, что убытки в сумме 11482 руб. 08 коп. подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, общество "Кургансельмаш" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования и руководствуясь ст. 15, 16, 1069, 1971 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно исходили из того, что наличие и размер невозмещенных истцу расходов подтверждается материалами дела, убытки истцу причинены в связи с недостаточным финансированием расходов на предоставление указанных льгот из средств федерального бюджета, вследствие чего они подлежат возмещению Минфином России за счет казны Российской Федерации.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела. Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, обществом "Кургансельмаш" были предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим право на указанные льготы в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
Согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004" реализация мер, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" осуществляется за счет Фонда компенсаций Федерального бюджета.
Расходы на обеспечение социальной защиты населения, к которым относятся в том числе расходы по социальной поддержке многодетных семей финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов (п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в соответствующий бюджет выделено недостаточно денежных средств для полного возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а денежные средства по финансированию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431, в бюджет Курганской области не поступали, и что фактические расходы истца по предоставлению указанных льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Минфин России не является стороной спорных правоотношений, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации обществу "Кургансельмаш" затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. При этом от имени Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы).
Минфин России как орган, уполномоченный представлять интересы Российской Федерации в данном споре, был привлечен к участию в деле, следовательно, процессуальные права Российской Федерации в споре нарушены не были. Арбитражным судом первой инстанции установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с него правомерно взысканы расходы по компенсации льгот, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ссылка Минфина России на надлежащее выполнение им своих обязанностей была предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонена, поскольку, право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Довод ответчика о необоснованном возложении на Минфин России обязанности по оплате госпошлины также был предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонен со ссылкой на подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 информационного письма от 13.03.2007 N 177 Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", поскольку Минфин России привлечен к участию данном деле в качестве ответчика и доказательств обратного заявителем не представлено, основания освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины отсутствуют.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер указанного информационного письма следует читать как "N 117"
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены решения Арбитражного суда Курганской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 12.02.2008 по делу N А34-4266/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе в федеральный бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Минфин России как орган, уполномоченный представлять интересы Российской Федерации в данном споре, был привлечен к участию в деле, следовательно, процессуальные права Российской Федерации в споре нарушены не были. Арбитражным судом первой инстанции установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с него правомерно взысканы расходы по компенсации льгот, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
...
Довод ответчика о необоснованном возложении на Минфин России обязанности по оплате госпошлины также был предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонен со ссылкой на подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 информационного письма от 13.03.2007 N 177 Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", поскольку Минфин России привлечен к участию данном деле в качестве ответчика и доказательств обратного заявителем не представлено, основания освобождения Минфина России от уплаты государственной пошлины отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2008 г. N Ф09-4913/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника