Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 марта 2008 г. N А60-1064/2008-С9
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 января 2008 г. N 17301/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2008 г. N Ф09-6425/08-С3
Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2008 года
Полный текст решения изготовлен 19.03.2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.Ю. Блинова, паспорт 6500 751923; Шукшин Д.А., паспорт 6503 556372, представители по общей доверенности 66Б N 160152 от 18.01.2008 года;
от заинтересованного лица: Е.Д. Платонова, представитель по доверенности N 08-09/13433 от 20.02.2008 года; Н.А. Ненашева по доверенности от 09.01.2008 года N 08-09/7.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель ходатайствует об объединении настоящего дела с делами А60-1034/2008-С9, А60-1041/2008-С5 и N А60-1060/2008-С10 по его заявлениям об оспаривании решений налогового органа от о доначислении земельного налога по тем же основаниям. В удовлетворении ходатайства отказано, поскольку в указанных делах оспариваются самостоятельные акты налогового органа, вынесенные по результатам различных налоговых периодов.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - предприятие, заявитель, ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по Орджоникидзевскому району Екатеринбурга от 18.12.2007 года N 3478 о доначислении земельного налога за 9 месяцев 2006 года и взыскании пеней, ссылаясь на отсутствие у инспекции оснований для исчисления земельного налога по ставке 1,5 процента.
По мнению заявителя, им обоснованно применена ставка в размере 0,6 процента, поскольку земельный участок предприятия не относится к землям специального назначения, для которых решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" установлена повышенная ставка в размере 1,5 процента. Поскольку его земельный участок не соответствует критериям, установленным земельным и градостроительным законодательством для земель специального назначения, то в целях исчисления земельного налога категория земель должна быть определена как иные земли, облагаемые налогом по ставке 0,6 процента, при этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности данного акта законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Налоговый орган требования не признал, считая доказанным факт занижения земельного налога вследствие неправомерного применения налогоплательщиком заниженной ставки, что послужило основанием для взыскания налога и привлечения предприятия к налоговой ответственности.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Свердловским областным радиотелевизионным передающим центром - филиалом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" 27.07.2007 года представлена в Инспекцию ФНС России по Орджоникидзевскому району Екатеринбурга уточненная декларация по земельному налогу, которой произведен расчет налога за 9 месяцев 2006 год по земельному участку, расположенному по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 99, имеющему кадастровый номер 66:41:0109071:0009 и кадастровую стоимостью по состоянию на 01.01.2006 год 3568781505 руб.
При этом при исчислении налога предприятие применило ставку земельного налога в размере 0,6 процента от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренную решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" для земель, относящихся к категории иных, что составило 5353172 руб.
В ходе камеральной проверки этой декларации инспекцией был сделан вывод о занижении налога вследствие необоснованного применения указанной ставки налога, тогда как, по мнению налогового органа, земельный участок предприятия имеет разрешенное использование - земли предприятий связи, в связи с чем относится к землям специального назначения, для которых установлена ставка в размере 1,5 процента.
По результатам проверки 18.12.2007 года инспекцией принято решение о доначислении предприятию земельного налога за 9 месяцев 2008 года в сумме 8029759 руб. и соответствующих сумм пеней.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) земельный налог относится к местным налогам.
В силу пункта 4 статьи 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 данной статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципального образования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Ставка земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом в силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента, а для отдельных указанных в данном пункте видов земельных участков - 0,3 процента; пункт 2 статьи 394 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования "Город Екатеринбург" земельный налог на 2006 год был установлен решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Данным нормативным правовым актом предусмотрено шесть налоговых ставок в размерах от 0,1 до 1,5 процента в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. В частности, для земельных участков, отнесенных к землям специального назначения, налоговая ставка установлена в размере 1,5 процента; налоговая ставка в размере 0,6 процента установлена для прочих (то есть не упомянутых в нормативном правовом акте) земельных участков.
Таким образом, применение налогоплательщиком ставок при исчислении земельного налога зависит как от категории земель, так и целей использования земельных участков на основании сведений земельного кадастра.
Как следует из материалов дела, в частности, из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0109071:0009, предприятие является землепользователем земельного участка на территории муниципального образования "город Екатеринбург" по адресу: ул. Космонавтов, 99 из земель поселений с видом разрешенного использования - земли предприятий телевидения. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определены категории земель по их целевому назначению, в том числе земли поселений (п. 2) и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, обороны и иного специального назначения (п. 3).
Согласно статье 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации соответствующих объектов и осуществления иных специальных задач.
Землями поселений (с 01.01.2007 - населенных пунктов) в силу статьи 83 ЗК РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
При этом в соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Следовательно, в состав земель поселений могут входить, в частности, земельные участки, отнесенные к территориальным зонам промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и иного специального назначения.
Из этого следует, что земли поселений являются сложной по своему составу категорией земель, что обусловлено множественностью градостроительных задач, направленных на удовлетворение различных нужд поселения, и неоднородностью состава этих земель, в связи с чем основным критерием для классификации земель поселений является целевое (разрешенное) использование земельных участков, находящихся внутри черты поселения.
В силу статьи 87 ЗК РФ к землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности, а также земли иного специального использования, которые расположены за границами населенных пунктов.
Вместе с тем, земельные участки, используемые в специальных целях и расположенные в пределах черты поселения, входят в состав земель поселений, при этом подобные земли используются в соответствии с их конкретным целевым (разрешенным) использованием, определенным при его предоставлении, что налагает определенные права и обязанности на лиц, использующих земельные участки, в том числе в сфере налогообложения. Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. ст. 88-93 Земельного кодекса РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.
Как указано выше, земельный участок заявителя относится к землям поселения, однако по виду использования относится к землям специального назначения, поскольку на нем расположены и используются эксплуатационные объекты предприятия телевидения и радиовещания; именно использование данного земельного участка в целях специальной деятельности данного предприятия и дает основание для отнесения этого земельного участка к землям специального назначения. Иной вывод противоречил бы содержащемуся в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованием законодательства.
Общий порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс Российской Федерации, статьями 35 и 36 которого определено, что в результате градостроительного зонирования на территории муниципального образования могут устанавливаться жилые, общественно-деловые, производственные и иные территориальные зоны; для каждой такой зоны устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Для каждой из указанных территориальных зон могут устанавливаться: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, целевое назначение устанавливается земельным законодательством для всех категорий земель, указанных в статье 7 Земельного кодекса РФ, а разрешенное использование земельных участков, конкретизирующее целевое назначение для участков в составе отдельных категорий земель, определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, при этом вид разрешенного использования выбирается правообладателем земельного участка самостоятельно.
В соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от категории земель и вида их разрешенного использования.
Учитывая, что все земли в пределах границ муниципального образования "город Екатеринбург" относятся к землям поселений (категория земель), то указание на земли специального назначения определяет обобщающий вид использования этих земель, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности, а также земли иного специального использования.
В связи с этим в целях исчисления земельного налога спорный земельный участок, имеющий вид разрешенного использования - земли предприятий телевидения, соответствует понятию земель специального назначения, для которых упомянутым решением Екатеринбургской городской Думы установлена налоговая ставка 1,5 процента.
Суд также принимает во внимание, что для целей определения кадастровой стоимости в порядке, установленном земельным законодательством, земельные участки также подразделяются на категории и виды разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что расчет кадастровой стоимости земельного участка предприятия территориальным органом Роснедвижимости произведен с учетом удельного показателя кадастровой стоимости исходя из разрешенного использования этой земли - земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2002 года N 1370-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области".
Поскольку расчет кадастровой стоимости произведен исходя из специального назначения данного земельного участка, что не оспаривается землепользователем, к этому земельному участку должна применяться соответствующая ставка земельного налога. Иной подход к определению размере налоговых обязательств при исчислении земельного налога приведет к неравному положению хозяйствующих субъектов, использующих в своей деятельности земельные участки при сопоставимых условиях, что противоречит основным принципам налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд не принимает довод заявителя о том, что в силу статей 7 и 87 ЗК РФ к землям специального назначения могут быть отнесены лишь земельные участки, которые расположены за чертой поселений, а земельный участок относится к землям поселений, поскольку, как отмечено выше, указание в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования на земли специального назначения означает не категорию земельного участка, а вид его разрешенного использования.
Кроме того, в данном случае предметом спора является не определение принадлежности земельного участка к той или иной категории, а установление подлежащей применению налоговой ставки, установленной в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с этим является несостоятельной ссылка заявителя на положения статьи 35 Градостроительного Кодекса РФ, определяющей виды и состав территориальных зон и статьи 36 этого Кодекса, раскрывающей понятие и содержание градостроительного регламента, поскольку, как отмечено выше, определяющим является вид разрешенного использования земельного участка, который у заявителя относится к специальному виду под использование для нужд теле- и радиовещания.
Ссылка заявителя на положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, в силу которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков, судом не принимается в связи со следующим.
Указанная норма налогового законодательства определяет обязанность суда при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, оценивать определенность соответствующей нормы.
Из приведенного выше анализа правовых положений следует, что при определении ставки налога необходимо учитывать не только категорию земли, но и вид разрешенного использования земельного участка, что налогоплательщиком сделано не было. Поскольку противоречие в акте, установившем ставки земельного налога, является устранимым путем системного толкования норм законодательства о налогах и сборах, земельного и градостроительного законодательства, и такое толкование полностью соответствует принципу дифференцированности налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 НК РФ), оснований для применения пункта 7 статьи 3 НК РФ не имеется.
При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание правовую позицию по данному вопросу, изложенную в определении ВАС РФ от 02.11.2007 г. N 13425/07, а также в постановлениях ФАС Уральского округа от 03.07.2007 г. N Ф09-55056/07-С3 и от 21.01.2008 г. N Ф09-6722/07-С3 и N Ф09-11258/07-С3.
Таким образом, вывод налогового органа об отсутствии у ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" оснований для применения в 2006 году ставки земельного налога в размере 0,6 процентов в отношении земельного участка с разрешенным видом использования - земли предприятий телевидения, является обоснованным и полностью соответствует положениям статей 391 и 394 НК РФ. В связи с этим инспекцией правомерно осуществлено доначисление земельного налога в виде разницы в суммах исчисленного налогоплательщиком и фактически подлежащего уплате налога, а также пеней в связи несвоевременной уплатой налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" о признании недействительным решения инспекции ФНС России по Орджоникидзевскому району Екатеринбурга от 18.12.2007 года N 3478 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2008 г. N А60-1064/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника