Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 августа 2008 г. N А60-12506/2008-С5
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 15 августа 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел 12 августа 2008 года в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: О.В. Новичков - председатель ликвидационной комиссии, решение N 50/1 от 02.02.08, постановление N 134/1 от 04.02.08;
от заинтересованного лица: К.С. Гордеева, представитель по доверенности N 41-юр от 09.01.08.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Муниципальное унитарное предприятие "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 20 мая 2008 года об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Заявитель также просит обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Свердловской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица - Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова".
Заинтересованное лицо в своем отзыве N 04-01/11172 от 30.07.08 просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, полагает оспариваемое решение законным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, суд установил:
13 мая 2008 года ликвидационная комиссия Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" в лице председателя ликвидационной комиссии обратилась в Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Свердловской области с заявлением по форме Р16001 о государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией, в том числе вместе с заявлением были представлены: ликвидационный баланс, квитанция об уплате госпошлины, справка из ПФ РФ, подтверждающая представление в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ необходимых сведений. По результатам рассмотрения представленных документов 20.05.2008 года налоговым органом было вынесено решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с вынесенным решением, Муниципальное унитарное предприятие "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" обратилось в суд с настоящим заявлением. При этом заявитель считает, что налоговый орган обязан был произвести регистрацию прекращения деятельности юридического лица, так как обществом был представлен полный пакет документов, необходимых для представления в регистрирующий орган, согласно ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).
В судебном заседании установлено, что заявителем в регистрирующий орган представлен полный пакет документов для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией в соответствии с требованиями статьи 21 Закона, в связи с чем суд считает, что отказ заинтересованного лица в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица по основанию непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов (пп. а п. 1 ст. 23 Закона) не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Серова N 245 от 24 марта 2006 года принято решение о ликвидации Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" и об образовании ликвидационной комиссии.
Решением отраслевого органа местного самоуправления N 234 от 14.06.06 "Комитета по управлению муниципальным имуществом Серовского городского округа" утвержден состав ликвидационной комиссии и поручено провести мероприятия по ликвидации заявителя.
В ЕГРЮЛ 30.06.06 внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем за N 2069632015770 и формировании ликвидационной комиссии юридического лица за N 2069632015781.
26 июля 2006 года в N 29 Вестника государственной регистрации было опубликовано объявление о ликвидации Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова".
Заявителем был составлен промежуточный ликвидационный баланс, о чем в ЕГРЮЛ 10 апреля 2007 года была внесена соответствующая запись за N 2076632019858.
Налоговым органом с 07 мая 2007 года по 15 июня 2007 года проведена выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова".
По результатам проверки составлен акт N 11-09/42 от 27 июня 2007 года и вынесено решение N 11-09/238 от 30 июля 2007 года о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Указанным решением Муниципальное унитарное предприятие "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" привлечено к налоговой ответственности по п. 1, 2 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 123 НК РФ и п. 1 ст. 126 НК РФ в общей сумме 104223 руб. 44 коп., начислены пени в общей сумме 49071 руб. 09 коп., недоимка по налогам в общей сумме 168018 руб.
В адрес Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" налоговым органом 24.08.08 направлено требование N 1336 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Как видно из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица послужили выводы налогового органа о том, что заявителем при обращении с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица представлен ликвидационный баланс, который содержит недостоверные сведения, а именно: в ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица, представленном заинтересованному лицу при подаче заявления о ликвидации, отсутствуют данные об имеющихся обязательствах, а также сведения об отсутствии имущества (денежных средств) для удовлетворения обязательств перед бюджетом.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с положениями ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса.
В случае ликвидации организации ст. 49 Кодекса предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Приведенные положения ст. 49 Кодекса и ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями юридического лица решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по принудительному взысканию налогов и сборов в бесспорном порядке, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Как установлено судом в ходе судебного заседания, порядок ликвидации юридического лица заявителем осуществлен в соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 63-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 64 Гражданского кодекса РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Судом установлено, что Инспекцией в адрес предприятия выставлено требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 24.08.2007 N 1336.
Вместе с тем налоговым органом как кредитором соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица не предъявлены. Кроме того, за принудительным взысканием задолженности по налогам в судебном порядке заявитель также не обращался.
Таким образом, суд считает, что оснований у налогового органа считать ликвидационный баланс предприятия не соответствующим действительности не имелось, так как обоснованность наличия или отсутствия недоимки в установленном законодательством (п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса РФ) порядке не проверялась. В предмет доказывания наличие или отсутствие недоимки по настоящему делу не входит.
Указанная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.20087 N 7881/08.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Определения Высшего Арбитражного Суда РФ N 7881/08 следует читать как 20 июня 2008 года
Исходя из изложенного суд считает, что все условия для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица предприятием соблюдены и оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации заявителя у инспекции не имелось.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение вышеуказанных норм заинтересованным лицом не представлено доказательств правомерности принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 20 мая 2008 года об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица - Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" - не соответствует требованиям действующего законодательства.
Судебные расходы распределены арбитражным судом следующим образом.
Заявителю при подаче заявления в Арбитражный суд Свердловской области определением от 16.06.2008 года была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта по данному делу.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявленные требования удовлетворены в полном объеме, а государственная пошлина при подаче заявления заявителем не платилась, то государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в федеральный бюджет Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные Муниципальным унитарным предприятием "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" требования удовлетворить.
2. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области от 20 мая 2008 года об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица - Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова".
3. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Свердловской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица - Муниципального унитарного предприятия "Земельно-кадастровое бюро г. Серова" - и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области в доход федерального бюджета Российской Федерации 2000 руб. 00 коп. госпошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 августа 2008 г. N А60-12506/2008-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника