Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 сентября 2008 г. N А60-14164/2008-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8230/08-С1 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 1092/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2008 г. N Ф09-7327/08-С1
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, судей при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел 19.09.2008 в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - комиссия) о признании нормативного правового акта недействующим.
В судебном заседании приняли участие представители управления С.Н. Волков, заместитель руководителя (доверенность от 03.09.2008 б/н), А.С. Сухоруков, ведущий специалист (доверенность от 08.08.2008 б/н).
Представить комиссии в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (телефонограмма от 16.09.2008).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим с момента издания постановления комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК "О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" в части бессрочного характера его действия, ограничив срок его действия периодом, необходимым для подготовки и проведения внеочередного конкурса после принятия соответствующих правил его проведения.
В последующем управление изменило предмет требований и просило признать недействующим с момента издания пункт 1 постановления комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК "О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" в части бессрочного характера его действия в отношении подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 постановления комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области".
Мотивируя заявленные требования, управление ссылается на то, что оспариваемым постановлением исключено из числа гарантирующих поставщиков электрической энергии, в частности, ООО "КЭСК-Мультиэнергетика", а зона его деятельности перешла к ОАО "Свердловэнергосбыт". После принятия Минпромэнерго России правил проведения внеочередных конкурсов по определению гарантирующих поставщиков электрической энергии комиссия должна будет подготовить и провести такой внеочередной конкурс, не дожидаясь окончания периода, установленного для проведения очередных конкурсов (2010-2012 годы). Однако по смыслу постановления оно носит бессрочный характер и тем самым приводит к ограничению доступа на розничный рынок купли-продажи электрической энергии Свердловской области иным хозяйствующим субъектам в качестве гарантирующих поставщиков.
Комиссия представила отзыв, требования не признала, считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с представленными ей полномочиями и не нарушает действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле могут быть привлечены по инициативе суда третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Суд, посчитав, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" по отношению к сторонам, привлек их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
В судебном заседании принял участие представитель третьих лиц (ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "КЭСК-Мультиэнергетика") С.М. Кравцов (доверенности от 25.12.2007 N 66Б 218651 и от 25.04.2008 N 028-КЭСК соответственно).
ОАО "Свердловэнергосбыт" представило отзыв, с требованиями не согласно. ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" также возражало против заявленных требований.
Мотивируя свои возражения, третьи лица ссылались на то, что оснований для проведения внеочередного конкурса в настоящее время не имеется. Оспариваемое постановление комиссии было вынесено по их заявлениям на основании заключенного между ними соглашения, которое уже было предметом судебной оценки по другим делам - N А60-2948/2008 и N А60-2965/2008 и было признано законным, а доводы управления о нарушении антимонопольного законодательства - ошибочными. Кроме того, третьи лица полагали, что у управления отсутствует право на обжалование оспариваемого постановления, поскольку данный акт не носит нормативного характера и не нарушает прав управления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Подпунктом 2 пункта 1 постановления комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" было согласовано присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Свердловской области (далее - гарантирующий поставщик) обществу с ограниченной ответственностью "КЭСК-Мультиэнергетика" (Екатеринбургский филиал).
Подпунктом 2 пункта 2 того же постановления согласованы границы зон деятельности ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" (Екатеринбургский филиал).
Пунктом 1 оспариваемого постановления комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК названные положения признаны утратившими силу в связи с отказом ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" от статуса гарантирующего поставщика.
Постановление комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК опубликовано в "Областной газете" 26.03.2008.
Полагая, что пункт 1 оспариваемого постановления в части бессрочного характера его действия не соответствует нормам Федерального закона "О защите конкуренции", управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании постановления в указанной части недействующим.
Суд считает, что в удовлетворении требования управления следует отказать по следующим основаниям.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 п. 6 пп. "а").
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике под энергосбытовой организацией понимается организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; под гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) понимается коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии со ст. 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе соглашений (согласованных действий), имеющих целью изменение или поддержание цен на электрическую энергию (мощность).
Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются, в частности, согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков.
Статьей 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.
Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии).
Тем же постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в месячный срок определить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий предусмотренные Правилами функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Региональная энергетическая комиссия действует на основании Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ.
Согласно названному Положению (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 29.12.2006 N 1148-УГ) комиссия контролирует осуществляемую гарантирующими поставщиками деятельность по обеспечению надежного энергоснабжения населения; согласовывает решения о присвоении субъектам электроэнергетики статуса гарантирующих поставщиков; осуществляет предусмотренные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Пунктом 56 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случаях, если такие уполномоченные органы не определены) в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил (08.09.2006) согласовывают определенные в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил границы зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Согласно пунктам 16 и 17 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса (далее - конкурс), который проводится один раз в 3 года (далее - очередной конкурс) или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса (далее - внеочередной конкурс).
Конкурс организуется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика, на право осуществления функций которого проводится конкурс.
Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации поручено в 6-месячный срок утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика.
Вместе с тем до настоящего времени упомянутые правила не утверждены. Следовательно, статус гарантирующего поставщика должен определяться в ином, административном порядке.
В силу пункта 42 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в случае реорганизации гарантирующего поставщика или передачи им соответствующих прав и обязанностей на ином законном основании другой организации на период до смены гарантирующего поставщика по результатам конкурса статус гарантирующего поставщика присваивается организации, которой переданы обязательства реорганизованного (реформированного) гарантирующего поставщика по всем заключенным на момент реорганизации (передачи прав и обязанностей) договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В указанных случаях гарантирующий поставщик или организация, принимающая на себя обязательства по заключенным договорам, не позднее чем за один месяц до завершения реорганизации (передачи прав и обязанностей по заключенным на момент реформирования договорам) обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением с приложением документов, подтверждающих переход прав и обязанностей.
Таким образом, правовым основанием для перехода статуса гарантирующего поставщика к другой организации является, в частности, соглашение о передаче прав и обязанностей по договорам энергоснабжения.
Постановлением комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" было согласовано присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Свердловской области семи организациям, в том числе Екатеринбургскому филиалу ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" (подпункты 2 и 7 пункта 1), а также ОАО "Свердловэнергосбыт" и согласованы границы зоны их деятельности (подпункты 2 и 7 пункта 2).
При этом зона деятельности ОАО "Свердловэнергосбыт" определена следующим образом: в пределах административных границ Свердловской области, за исключением зон деятельности остальных гарантирующих поставщиков.
Как следует из материалов дела, ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" обратились в комиссию с соответствующими заявлениями в связи с передачей с 10.08.2007 прав и обязанностей по договорам энергоснабжения от ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" по соглашению от 09.07.2007.
Пунктом 1 оспариваемого постановления комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК признаны утратившими силу, в частности, подпункт 2 пункта 1 и подпункт 2 пункта 2 постановления комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области".
Управление решением N 33 от 04.02.2008 квалифицировало действия ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" как нарушающие подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и выдало им предписание о прекращении согласованных действий по передаче статуса гарантирующего поставщика.
Однако вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-2948/2008 от 18.04.2008 и N А60-2965/2008 от 06.08.2008 упомянутое решение управления признано недействительным, а действия ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" правомерными, соответствующими, в частности, пункту 42 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
В настоящем деле управление не оспаривает законность постановления комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК в части согласования комиссией передачи статуса гарантирующего поставщика к ОАО "Свердловэнергосбыт" от ООО "КЭСК-Мультиэнергетика" в зоне деятельности последнего.
Управление оспаривает постановление комиссии лишь в части отсутствия в нем указания на то, что эта передача согласовывается лишь на период до принятия Минпромэнерго России правил проведения внеочередных конкурсов.
Пунктом 46 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, действительно, предусмотрено, что одним из оснований для проведения внеочередного конкурса является отказ гарантирующего поставщика от осуществления соответствующих функций.
Вместе с тем суд считает, что данная правовая норма подлежит применению лишь в период после утверждения в установленном порядке правил проведения внеочередного конкурса, то есть распространяется на указанные обстоятельства, которые возникнут после утверждения соответствующих правил. Оснований для придания ей обратной силы суд не усматривает.
При таких обстоятельствах суд считает, что постановление комиссии в оспариваемой части не содержит каких-либо положений, не соответствующих Закону о конкуренции.
Довод третьих лиц о том, что у управления отсутствует право на обжалование оспариваемого постановления, судом отклоняется как не соответствующий статье 23 Закона о защите конкуренции (ч. 1 п. 6 пп. "а").
Суд также полагает, что оспариваемый акт носит нормативный характер, поскольку затрагивает права неограниченного круга лиц - потребителей на розничном рынке электрической энергии Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать пункт 1 постановления комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК "О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" в части признания утратившим силу подпункта 2 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 постановления комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" соответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, и в удовлетворении требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области отказать.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 сентября 2008 г. N А60-14164/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8230/08-С1 настоящее решение оставлено без изменения