Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8230/08-С1
Дело N А60-14164/08
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 1092/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2008 г. N Ф09-7327/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2008 по делу N А60-14164/08.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Волков С.Н. (доверенность от 03.09.2008 б/н), Сухоруков А.С. (доверенность от 08.08.2008 N б/н);
открытого акционерного общества "Сведловэнергосбыт" (далее - общество "Сведловэнергосбыт") - Кравцов С.М. (доверенность от 25.12.2007 N 66Б 218651);
общества с ограниченной ответственностью "КЭСК-Мультиэнергетика" (далее - общество "КЭСК-Мультиэнергетика") - Молчанов П.О. (доверенность от 25.04.2008 N 027-КЭСК).
Представители Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - энергетическая комиссия), участвующей в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим с момента издания постановления энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" (далее - постановление энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК) в части бессрочного характера его действия, ограничив срок его действия периодом, необходимым для подготовки и проведения внеочередного конкурса после принятия соответствующих правил его проведения.
Третьи лица: общество "Сведловэнергосбыт", общество "КЭСК-Мультиэнергетика".
Решением суда от 24.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Пункт 1 постановления энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" в части признания утратившим силу подп. 2 п. 1 и подп. 2 п. 2 постановления энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" признан соответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом положений п. 42, 46 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии).
Как следует из материалов дела, подп. 2 п. 1 постановления энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" согласовано присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Свердловской области (далее - гарантирующий поставщик) обществу "КЭСК-Мультиэнергетика" (Екатеринбургский филиал), подп. 2 п. 2 -согласованы границы зон деятельности общества "КЭСК-Мультиэнергетика" (Екатеринбургский филиал).
Пунктом 1 постановления энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК внесены изменения в указанное постановление энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК, в частности, названные положения подп. 2 п. 1 и подп. 2 п. 2 признаны утратившими силу в связи с отказом общества "КЭСК-Мультиэнергетика" от статуса гарантирующего поставщика.
Постановление энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК опубликовано в "Областной газете" 26.03.2008.
Считая, что постановление энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК в части бессрочного характера его действия не соответствует положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из соответствия оспариваемого постановления энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК требованиям действующего законодательства, в частности, положениям Закона о защите конкуренции и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) энергосбытовой организацией является организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; гарантирующим поставщиком электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу ч. 1, 2 ст. 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа. На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в частности, соглашений (согласованных действий), имеющих целью изменение или поддержание цен на электрическую энергию (мощность).
Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются, в частности, согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 38 Закона об электроэнергетике основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков. Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 6 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок определить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий предусмотренные Правилами функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденному Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ, энергетическая комиссия в целях реализации возложенных на нее задач, в частности, контролирует осуществляемую гарантирующими поставщиками деятельность по обеспечению надежного энергоснабжения населения, согласовывает решения о присвоении субъектам электроэнергетики статуса гарантирующих поставщиков, осуществляет предусмотренные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Пунктом 56 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случаях если такие уполномоченные органы не определены) в течение 45 дней с даты вступления в силу названных Правил согласовывают определенные в соответствии с п. 54 и 55 названных Правил границы зон деятельности гарантирующих поставщиков.
В силу положений п. 16, 17 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года или при возникновении предусмотренных названными Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса. Конкурс организуется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика, на право осуществления функций которого проводится конкурс.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации предписано, в частности, в 6-месячный срок утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика.
Судом правильно отмечено, что поскольку до настоящего времени правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика не утверждены, статус гарантирующего поставщика должен определяться в ином, административном порядке.
Пунктом 42 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии предусмотрено, что в случае реорганизации гарантирующего поставщика или передачи им соответствующих прав и обязанностей на ином законном основании другой организации на период до смены гарантирующего поставщика по результатам конкурса статус гарантирующего поставщика присваивается организации, которой переданы обязательства реорганизованного (реформированного) гарантирующего поставщика по всем заключенным на момент реорганизации (передачи прав и обязанностей) договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В указанных случаях гарантирующий поставщик или организация, принимающая на себя обязательства по заключенным договорам, не позднее чем за один месяц до завершения реорганизации (передачи прав и обязанностей по заключенным на момент реформирования договорам) обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением с приложением документов, подтверждающих переход прав и обязанностей.
С учетом положений указанных норм права суд правомерно отметил, что правовым основанием для перехода статуса гарантирующего поставщика к другой организации является, в частности, соглашение о передаче прав и обязанностей по договорам энергоснабжения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что подп. 2 и 7 п. 1 постановления энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" было согласовано присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Свердловской области семи организациям, в частности, Екатеринбургскому филиалу общества "КЭСК-Мультиэнергетика", а также обществу "Свердловэнергосбыт", подп. 2 и 7 п. 2 указанного постановления - согласованы границы зоны их деятельности.
При этом пределами зоны деятельности общества "Свердловэнергосбыт" являются пределы административных границ Свердловской области за исключением зон деятельности остальных гарантирующих поставщиков.
Общество "Свердловэнергосбыт" и общество "КЭСК-Мультиэнергетика" в связи с заключением ими соглашения от 09.07.2007 о передаче с 10.08.2007 прав и обязанностей по договорам энергоснабжения от общества "КЭСК-Мультиэнергетика" обществу "Свердловэнергосбыт" обратились в энергетическую комиссию с соответствующими заявлениями.
Решением управления от 04.02.2008 N 33 (обжалованным впоследствии обществом "Свердловэнергосбыт" и обществом "КЭСК-Мультиэнергетика" в судебном порядке) установлено, что в действиях общества "Свердловэнергосбыт" и общества "КЭСК-Мультиэнергетика" имеются нарушения положений подп. 8 п. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции", выразившиеся в совершении согласованных действий по передаче статуса гарантирующего поставщика. На основании указанного решения от 04.02.2008 N 33 управлением открытому акционерному обществу "Свердловэнергосбыт" и обществу "КЭСК-Мультиэнергетика" выдано предписание о прекращении согласованных действий по передаче статуса гарантирующего поставщика.
Судом правильно принято во внимание, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам от 18.04.2008 N А60-2948/2008 и от 06.08.2008 N А60-2965/2008 решение управления от 04.02.2008 N 33 признано недействительным, а действия общества "Свердловэнергосбыт" и общества "КЭСК-Мультиэнергетика" по передаче статуса гарантирующего поставщика правомерными, соответствующими, в частности, положениям п. 42 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 1 оспариваемого постановления энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК внесены изменения в постановление энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области", в частности, положения подп. 2 п. 1 и подп. 2 п. 2 признаны утратившими силу в связи с отказом общества "КЭСК-Мультиэнергетика" от статуса гарантирующего поставщика.
При этом судом обоснованно отмечено, что в данном конкретном споре управление законность постановления энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК в части согласования энергетической комиссией передачи статуса гарантирующего поставщика к обществу "Свердловэнергосбыт" от общества "КЭСК-Мультиэнергетика" в зоне деятельности последнего не оспаривает.
Управление оспаривает постановление энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК лишь в части отсутствия в нем указания на то, что передача статуса гарантирующего поставщика согласовывается лишь на период до принятия Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации правил проведения внеочередных конкурсов.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что постановление энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК в оспариваемой части не содержит каких-либо положений, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в частности, положениям Закона о защите конкуренции.
Кроме того, суд обоснованно отметил, что положения п. 46 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которым одним из оснований для проведения внеочередного конкурса является отказ гарантирующего поставщика от осуществления соответствующих функций, подлежат применению лишь после утверждения в установленном порядке правил проведения внеочередного конкурса, а, следовательно, распространяются на отношения, которые возникнут после утверждения соответствующих правил. Оснований для придания положениям п. 46 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии обратной силы суд правильно не усматривает.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных управлением требований являются законными и обоснованными.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как не нашедшие своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Всем конкретным обстоятельствам дела судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2008 по делу N А60-14164/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление оспаривает постановление энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК лишь в части отсутствия в нем указания на то, что передача статуса гарантирующего поставщика согласовывается лишь на период до принятия Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации правил проведения внеочередных конкурсов.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что постановление энергетической комиссии от 21.03.2008 N 38-ПК в оспариваемой части не содержит каких-либо положений, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в частности, положениям Закона о защите конкуренции.
Кроме того, суд обоснованно отметил, что положения п. 46 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которым одним из оснований для проведения внеочередного конкурса является отказ гарантирующего поставщика от осуществления соответствующих функций, подлежат применению лишь после утверждения в установленном порядке правил проведения внеочередного конкурса, а, следовательно, распространяются на отношения, которые возникнут после утверждения соответствующих правил. Оснований для придания положениям п. 46 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии обратной силы суд правильно не усматривает.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2008 по делу N А60-14164/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2008 г. N Ф09-8230/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника