Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 июля 2008 г. N Ф09-4227/08-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2008 г. N 14344/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Оренбургский государственный экономический колледж-интернат Росздрава" (далее - образовательное учреждение СПО "Оренбургский ГЭКИ") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2008 (резолютивная часть от 21.01.2008) по делу N А47-1293/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
образовательного учреждения "Оренбургский ГЭКИ" - Борщева А.Т., директор (приказ от 30.12.1987 N 141), Малахова А.А. (доверенность от 30.01.2008 N 18);
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации - Кушнир Ю.П. (доверенность от 19.06.2008).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Образовательное учреждение "Оренбургский ГЭКИ" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области (далее - управление) от 06.02.2007 N 70-р "Об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 9".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области", Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации, Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений по Оренбургской области, Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум". В порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело вступил прокурор.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2008 (резолютивная часть от 21.01.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, образовательное учреждение "Оренбургский ГЭКИ" просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что материалами дела, в частности актом приема-передачи здания, сооружения от 04.08.1970, подтвержден факт передачи всех нежилых помещений в названном здании на праве оперативного управления образовательному учреждению "Оренбургский ГЭКИ". Данные нежилые помещения поставлены им на баланс, учреждение несет полное бремя расходов, связанных с названным недвижимым имуществом и земельным участком под всеми строениями. Образовательное учреждение "Оренбургский ГЭКИ" указывает на то, что до настоящего времени не отменено, не признано недействительным распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области от 21.10.2003 N 2322-р "О государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 9", в соответствии с которым заявителю принадлежат на праве оперативного управления все спорные помещения. Заявитель считает, что судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии у управления правомочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, данным правомочием должно обладать Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Кроме того, по мнению образовательного учреждения "Оренбургский ГЭКИ", положениями ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено такое основание прекращения права оперативного управления. Заявитель также считает, что оспариваемым распоряжением нарушены нормы ст. 13 Федерального закона N 124-ФЗ от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратора Оренбургской области возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации требования, изложенные в ней, поддерживает, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, дело направить на новое рассмотрение.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, с момента введения в эксплуатацию до настоящего времени спорное здание учебного комплекса, расположенного в г. Оренбурге по адресу: пр. Гагарина, д. 9, занимают два учебных заведения - Оренбургский техникум-интернат бухгалтеров, впоследствии реорганизованный в образовательное учреждение "Оренбургский ГЭКИ," и Оренбургский учетно-финансовый техникум Министерства социального обеспечения РСФСР, впоследствии реорганизованный в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум".
Приказом заведующего областным отделом социального обеспечения "О распределении помещений между учреждениями" от 20.10.1970 N 166, приказом отдела социального обеспечения Исполкома Оренбургского областного Совета народных депутатов от 21.01.1988 N 8, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области от 13.12.2005 N 1110-р часть занимаемых заявителем помещений передана ВТЭК (в настоящее время - федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области") в безвозмездное пользование (т. 1, л.д. 142).
В соответствии с приказом Министра социального обеспечения РСФСР от 12.05.1970 N 51 принято решение организовать во вновь отстраиваемом учебном здании учетно-финансовый техникум с подчинением его непосредственно Министерству социального обеспечения РСФСР (т. 1, л.д. 77, 92).
В связи с организацией второго учебного заведения, действующего в системе Министерства социального обеспечения РСФСР, и возникшей необходимостью в надстройке двух дополнительных этажей в 1965 г. в первоначальный план строительства двухэтажного здания Учреждения Министерством социального обеспечения РСФСР были внесены изменения. Проектному институту "Оренбурггражданпроект" предписано разработать проект надстройки 3 и 4-го этажей для размещения государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум" (т. 2, л.д. 51).
Государственной комиссией по акту приемки, утвержденному решением Исполнительного комитета Оренбургского городского Совета депутатов трудящихся от 04.08.1970 N 624, здание, расположенное по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 9, принято в эксплуатацию. В п. 1 разд. 1, п. 1 разд. 2 данного акта указано, что строительство здания производилось на основании двух проектов: типового проекта 1965 г. и индивидуального проекта двухэтажной надстройки, разработанной институтом "Оренбурггражданпроект" в связи с необходимостью размещения по указанному адресу второго учебного заведения (т. 1, л.д. 51-55; т. 2 л.д. 54).
В целях распределения расходов на отопление, освещение, организацию уборки помещения и другие мероприятия, связанные с хозяйственным обслуживанием, приказом заведующего Областным отделом социального обеспечения от 20.10.1970 N 166 "О распределении помещений между учреждениями" порядок размещения учебных заведений был изменен, расположенные в спорных зданиях помещения были распределены между образовательным учреждением "Оренбургский ГЭКИ", государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум", федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" и постоянно действующими курсами (т. 1, л.д. 94; т. 2, л.д. 138).
Приказом заведующего Областным отделом социального обеспечения от 10.04.1973 N 56 помещения были частично перераспределены в связи с организацией курсовой базы в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум" (т. 2, л.д. 65).
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области от 21.10.2003 N 2322-р "О государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 9" закреплено право оперативного управления заявителя на все три строения, расположенные по указанному адресу (литеры ББЗ, ЕЕ1, Б1Б2; т. 1, л.д. 56).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2006 по делу N А47-14805/2005 в удовлетворении требований государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум" о признании данного распоряжения недействительным было отказано по мотиву отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов техникума (т. 1, л.д. 17-19).
Право оперативного управления на основании указанного распоряжения образовательным учреждением "Оренбургский ГЭКИ" не зарегистрировано.
Прокуратурой Оренбургской области на имя и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области 03.03.2006 внесено представление "Об устранении нарушений законодательства в сфере владения, пользования и управления государственной собственностью", в соответствии с которым ответчику предписано принять меры по приведению имущественных отношений в соответствие с действующим законодательством в части использования спорных объектов (т. 2, л.д. 90-92).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12.12.2006 N 1686-р создана комиссия по обследованию фактического использования спорного объекта, по результатам работы которой государственным предприятием Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" разработана техническая документация на спорные объекты, о чем выдана справка от 23.01.2007 (т. 2, л.д. 6, 7).
Распоряжением управления от 06.02.2007 N 70-р "Об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 9" предписано произвести государственную регистрацию права государственной собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 9 (строение, литера ЕЕ1 (учебное), двух-четырехэтажное с подвалом под частью строения общей площадью 10151,5 кв.м, в том числе учебной - 6192,7 кв.м, предназначенной для организации общественного питания - 452 кв.м, лечебно-санитарной - 623,4 кв.м, культурно-просветительской - 423,7 кв.м, площадью жилых помещений - 2459,7 кв.м, износ - 30%; строение, литера Б1Б2 (гаражи, склады, производственные мастерские), одноэтажное, смешанной конструкции, общей площадью 539,6 кв.м, в том числе склады - 126,8 кв.м, гаражи - 151,4 кв.м, производственные мастерские - 261,4 кв.м, износ - 47%; строение, литера ББЗ (гараж, административное), одноэтажное, кирпичное, общей площадью 607,2 кв.м, в том числе гаражи - 375,0 кв.м, административная - 232,2 кв.м, износ - 46%, 29% соответственно; т. 1, л.д. 16).
В п. 2 указанного распоряжения площади данного объекта недвижимого имущества распределены между образовательным учреждением "Оренбургский ГЭКИ", государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум" и ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" и закреплены на праве оперативного управления за указанными лицами следующим образом.
За образовательным учреждением "Оренбургский ГЭКИ" на праве оперативного управления закреплена большая часть помещений, а именно: помещение N 1 общей площадью 5276,6 кв.м, расположенное в строении, литера ЕЕ1; помещение N 1 общей площадью 95,1 кв.м, помещение N 3 общей площадью 117,5 кв.м, помещение N 5 общей площадью 261,4 кв.м, расположенные в строении, литера Б1Б2; помещение N 1 общей площадью 165,4 кв.м, помещение N 2 общей площадью 146,2 кв.м, помещение N 3 общей площадью 295,6 кв.м, расположенные в строении, литера ББЗ.
За государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум" на праве оперативного управления закреплены помещение N 3 общей площадью 4285,1 кв.м, расположенное в строении, литера ЕЕ1; помещение N 2 общей площадью 27,8 кв.м, помещение N 4 общей площадью 37,8 кв.м, расположенные в строении, литера Б1Б2.
За федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" закреплено на праве оперативного управления помещение N 2 общей площадью 501,0 кв.м, расположенное в строении, литера ЕЕ1.
Образовательное учреждение "Оренбургский ГЭКИ", полагая, что распоряжение управления от 06.02.2007 N 70-р незаконно, нарушает его права на спорное недвижимое имущество, не соответствует требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того, что право оперативного управления спорным недвижимым имуществом у образовательного учреждения "Оренбургский ГЭКИ" не возникло.
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Апелляционным судом правильно указано, что сам по себе акт приемки здания, сооружения государственной комиссией от 04.08.1970 не является доказательством передачи нежилых помещений образовательному учреждению "Оренбургский ГЭКИ" на праве оперативного управления (т. 4, л.д. 67-70).
Иные доказательства передачи спорного недвижимого имущества заявителю на праве оперативного управления в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции с учетом разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к правильному выводу о том, что факт нахождения имущества на балансе заявителя не может рассматриваться в качестве основания для признания балансодержателя единственным законным владельцем спорного здания, так как в соответствии с материалами дела строительство здания производилось на основании двух проектов: типового проекта 1965 г. и индивидуального проекта двухэтажной надстройки в связи с необходимостью размещения по указанному адресу второго учебного заведения.
Судами также правомерно указано на то, что, поскольку распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом по Оренбургской области от 21.10.2003 N 2322-р, в соответствии с которым образовательному учреждению "Оренбургский ГЭКИ" на праве оперативного управления были предоставлены все нежилые помещения в спорном здании, издано после вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.2007 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", данное право оперативного управления подлежало обязательной регистрации (ст. 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Вместе с тем, как установлено судами, право заявителем в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как 21 июля 1997 г.
Судами при рассмотрении данного спора сделан обоснованный вывод о том, что управление, принимая оспариваемое распоряжение, действовало в пределах своих полномочий, предоставленных ему действующим законодательством. Данный вывод сделан судами на основании следующего.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества государственных учреждений, а также полномочий по изъятию у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.
В силу п. 5.3, 5.5, 5.6, 5.19 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием федерального имущества, а также обладает полномочиями по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Согласно п. 5.19 названного Положения Управление производит в установленном законом порядке изъятие излишнего или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении федеральных государственных учреждений.
При этом судами рассмотрен довод образовательного учреждения "Оренбургский ГЭКИ" о нарушении управлением порядка обследования фактического использования спорного объекта. Результат проведенного обследования судами признан соответствующим действительности. Судами отмечено, что лицами, участвующими в деле, не оспаривался, а также материалами дела подтвержден факт долгосрочного расположения в спорных помещениях образовательного учреждения "Оренбургский ГЭКИ", государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Оренбургский учетно-финансовый техникум", федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области".
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что, поскольку здание изначально не использовалось заявителем в полном объеме, управление, действуя в пределах своих полномочий, правомерно передало излишнее, неиспользуемое имущество его фактическим пользователям, оснований для удовлетворения заявленных требований у судов не имелось.
Довод образовательного учреждения "Оренбургский ГЭКИ" о том, что полномочия по распоряжению спорным недвижимым имуществом принадлежат Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, рассмотрен и обоснованно отклонен судами, поскольку право оперативного управления у образовательного учреждения "Оренбургский ГЭКИ" не возникло, и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию не обладает полномочиями по распоряжению данным имуществом.
Ссылка заявителя на нарушение оспариваемым распоряжением положений ст. 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" также правильно отклонена судами, поскольку оспариваемое распоряжение не касается вопросов о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2008 (резолютивная часть от 21.01.2008) по делу N А47-1293/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Оренбургский государственный экономический колледж-интернат Росздрава" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 5.3, 5.5, 5.6, 5.19 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием федерального имущества, а также обладает полномочиями по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Согласно п. 5.19 названного Положения Управление производит в установленном законом порядке изъятие излишнего или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении федеральных государственных учреждений.
...
Ссылка заявителя на нарушение оспариваемым распоряжением положений ст. 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" также правильно отклонена судами, поскольку оспариваемое распоряжение не касается вопросов о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2008 (резолютивная часть от 21.01.2008) по делу N А47-1293/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Оренбургский государственный экономический колледж-интернат Росздрава" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2008 г. N Ф09-4227/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника