Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 сентября 2008 г. N Ф09-6275/08-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2010 г. N Ф09-5837/10-С3 по делу N А71-16883/2009А24
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2009 г. N Ф09-6275/08-С2
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2009 г. N 17АП-131/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие, налогоплательщик) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суде Удмуртской Республики от 24.03.2008 по делу N А71-7312/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Рогозина А.Л. (доверенность от 03.07.2008 N 05-10/18913), Кравчук О.А. (26.01.2007 N 05-20/1320);
налогоплательщика - Кузнецова О.В. (доверенность от 09.01.2008 N 49/16-3), Овсянникова Т.В. (доверенность от 09.01.2008 N 49/16-30).
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.06.2007 N 47 в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1593625 руб. 57 коп., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пеней за несвоевременную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 1456702 руб. 56 коп.
Решением суда от 24.03.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 решение изменено. Решение инспекции признано недействительным в части начисления НДС в сумме 65965 руб. (п. 1.3.), соответствующих сумм пеней и штрафа; в части начисления пеней по ЕСН на суммы несвоевременно уплаченные по налоговым декларациям, не связанным с доначислением налога по оспариваемому решению и в части доначисления пеней по ЕСН по авансовым платежам на выявленную недоимку. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению налогового органа, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет НДС за сентябрь 2004 г. в сумме 65965 руб.; начисление пеней по ЕСН произведено инспекцией с соблюдением положений Кодекса.
Предприятие в кассационной жалобе просит судебные акты отменить в части начисления НДС в сумме 1593625 руб. 57 коп., поскольку считает правомерным применение соответствующих налоговых вычетов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 28.05.2007 N 32 (т. 25 л.д. 97-166) и принято решение от 29.06.2007 N 47 (т. 1 л.д. 24-111).
Основанием для начисления пеней по ЕСН послужили выводы инспекции о несвоевременном перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2004 г. и 2005 г. (п. 38, 40, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57 решения), а также несвоевременной уплате налога по декларациям, не связанным с доначислением налога по оспариваемому решению.
Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суды указали на ошибочность начисления инспекцией пеней исходя из сроков уплаты авансовых платежей.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
В соответствии со ст. 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Поэтому страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, также не могут начисляться пени.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам также производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении страхователя, не уплатившего указанную выше разницу в течение 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
При таких обстоятельствах судами неправильно применены указанные положения законодательства о налогах и сборах. Поскольку правильность начисления пеней судами не проверялась, дело в данной части следует передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
НДС в сумме 65965 руб. начислен предприятию в связи с реализацией на безвозмездной основе в качестве благотворительной помощи товаров и строительных материалов религиозным организациям и образовательным учреждениям (п. 1.3. решения инспекции - т. 1 л.д. 33-34), поскольку налогоплательщиком не заявлена в декларации льгота, установленная подп. 12 п. 3 ст. 149 Кодекса, счета-фактуры с выделенным НДС выставлены, однако данный налог не включен в книгу продаж.
Удовлетворяя заявленные требования в этой части, суды исходили из того, что право на освобождение не зависит факта указания на льготу в налоговой декларации.
Согласно подп. 12 п. 3 ст. 149 Кодекса не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) операции по передаче товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом о благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров.
В соответствии с положением ст. 1 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что передача заявителем товаров в данном случае носила благотворительный характер и соответствовала Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". То обстоятельство, что указанная льгота не отражена в налоговой декларации, не свидетельствует об отказе налогоплательщика от ее использования.
С учетом изложенного суды обоснованно признали правомерным применение обществом льготы, предусмотренной подп. 12 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Общество не согласно с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии у налогового органа обязанности уменьшить налоговую базу по НДС на сумму налоговых вычетов (1527660 руб. 57 коп.), не заявленных налогоплательщиком в порядке, установленном гл. 21 Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в данной части, апелляционный суд указал на то, что документы, свидетельствующие о наличии оснований для применения налоговых вычетов, представлены обществом только в судебное заседание, налоговые вычеты в установленном порядке им не заявлены.
Выводы суда апелляционной инстанции правильные, соответствуют материалам дела и нормам Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом установлено, что налогоплательщик не воспользовался указанным в п. 1 ст. 171 Кодекса правом, и не заявил в установленном порядке налоговые вычеты. В связи с этим основания для применения налогового вычета при представлении подтверждающих его документов лишь в судебное заседание отсутствуют.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2008 по делу N А71-7312/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по тому же делу отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 19.06.2007 N 47 в части начисления пеней по единому социальному налогу.
В указанной части дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике в доход Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" в возмещение судебных расходов 2885 руб. 70 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что передача заявителем товаров в данном случае носила благотворительный характер и соответствовала Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". То обстоятельство, что указанная льгота не отражена в налоговой декларации, не свидетельствует об отказе налогоплательщика от ее использования.
С учетом изложенного суды обоснованно признали правомерным применение обществом льготы, предусмотренной подп. 12 п. 3 ст. 149 Кодекса.
...
Выводы суда апелляционной инстанции правильные, соответствуют материалам дела и нормам Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом установлено, что налогоплательщик не воспользовался указанным в п. 1 ст. 171 Кодекса правом, и не заявил в установленном порядке налоговые вычеты. В связи с этим основания для применения налогового вычета при представлении подтверждающих его документов лишь в судебное заседание отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2008 г. N Ф09-6275/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника