Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 марта 2009 г. N Ф09-6275/08-С2
Дело N A71-7312/2007-A24
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2010 г. N Ф09-5837/10-С3 по делу N А71-16883/2009А24
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.11.2008 по делу N А71-7312/2007-А24 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) - Олешкевич Е.С. (доверенность от 15.01.2009 N 05-10/02344), Кравчук О.А. (доверенность от 26.01.2007 N 05-20/1320)
Представитель предприятия в судебное заседание не явился.
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.06.2007 N 47 в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1593625 руб. 57 коп., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пеней за несвоевременную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 1456702 руб. 56 коп.
Оспариваемое решение инспекции принято на основании акта от 28.05.2007 N 32, составленного по результатам выездной налоговой проверки, в ходе которой инспекция пришла, в частности, к выводу о занижении ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, на сумму неправомерно заявленных налоговых вычетов.
Решением суда от 24.03.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 решение изменено. Решение инспекции признано недействительным в части начисления НДС в сумме 65965 руб. (п. 1.З.), соответствующих сумм пеней и штрафа; в части начисления пеней по ЕСН на суммы несвоевременно уплаченные по налоговым декларациям, не связанным с доначислением налога по оспариваемому решению и в части доначисления пеней по ЕСН по авансовым платежам на выявленную недоимку. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2008 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2008 по делу N А71-7312/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по тому же делу отменено в части признания недействительным решения инспекции о начисления пеней по единому социальному налогу.
В указанной части дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Удмуртской Республики решением от 28.11.2008 (судья Кудрявцев М.Н.) в удовлетворении заявления предприятия о признании недействительными решения инспекции в части начисления пеней по ЕСН отказал.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 (судьи Грибиниченко О.Г., Богданова Р.А., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика в части признания недействительным решения инспекции о начислении пеней за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 1456702 руб. 56 коп., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, настаивая на том, что поскольку просрочка по уплате ЕСН допущена налогоплательщиком до 31.12.2006 г., при исчислении пеней следует применять порядок, действующий до 01.01.2007, указывая на то, что в рассматриваемый период (2004-2005 гг.) начисление пеней осуществлялось при наличии недоимки по итогам отчетного периода, т.е. по истечении квартала, полугодия, девяти месяцев, и исходя из сроков уплаты авансовых платежей, исчисление пеней не может быть признано правомерным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
В соответствии со ст. 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Поэтому страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, также не могут начисляться пени.
Между тем как установлено судами и подтверждено материалами дела, в нарушение п. 3 ст. 243 Кодекса сумма примененного предприятием налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за налоговые периоды 2004-2005 гг., что в силу указанной нормы права признается занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Представленный налоговым органом в материалы дела и инспекции расчет пеней по ЕСН по филиалам, произведен на основании данных платежных поручений, деклараций по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, расчетов авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Расчет проверен и принят судом первой инстанции, каких-либо возражений и замечаний по данному расчету предприятием не представлено.
Названные доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.11.2008 по делу N А71-7312/2007-А24 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Поэтому страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, также не могут начисляться пени.
Между тем как установлено судами и подтверждено материалами дела, в нарушение п. 3 ст. 243 Кодекса сумма примененного предприятием налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за налоговые периоды 2004-2005 гг., что в силу указанной нормы права признается занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.11.2008 по делу N А71-7312/2007-А24 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2009 г. N Ф09-6275/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника