Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 сентября 2008 г. N Ф09-8489/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2008 (резолютивная часть от 15.04.2008) по делу N А60-5340/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 (резолютивная часть от 16.06.2008) по тому же делу.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Российские железные дороги" - Русакова Н.Н. (доверенность от 08.12.2007);
администрации г. Екатеринбурга - Захарова С.А. (доверенность от 09.01.2008 N 4);
администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга - Бетева Д.В. (доверенность от 21.08.2008 N 01-2112/1635).
Общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к муниципальному учреждению дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Юность" Железнодорожного района г. Екатеринбурга (далее - учреждение образования "Детско-юношеский центр "Юность"), муниципальному образованию "Город Екатеринбург", Екатеринбургскому комитету по управлению городским имуществом (далее - Комитет по управлению имуществом), администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга с иском об истребовании из чужого незаконного владения и освобождении нежилых помещений N 1-15 общей площадью 163,2 кв.м, расположенных на 1-м этаже в строении литера 1 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 53.
До вынесения судом решения истец в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил предмет иска и просил истребовать из незаконного владения учреждения "Детско-юношеский центр "Юность" нежилое помещение детского клуба общей площадью 163,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, д. 53, 1 этаж здания, помещения N 1-15 (т. 1, л.д. 81 об).
Решением суда от 15.06.2007 (резолютивная часть от 14.06.2007) исковые требования удовлетворены. Суд изъял из незаконного владения учреждения "Детско-юношеский центр "Юность" нежилые помещения N 1-15 общей площадью 163,2 кв.м, расположенные на 1 этаже в строении литера 1 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 53, и обязал данное учреждение передать их обществу "Российские железные дороги" в освобожденном виде.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2007 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.11.2007 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении в связи с отказом истца от иска к муниципальному образованию "Город Екатеринбург", администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга и Комитету по управлению имуществом суд определением от 10.01.2008 прекратил производство по делу в отношении указанных ответчиков. Этим же определением указанные лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 12.02.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области.
Решением суда от 22.04.2008 (резолютивная часть от 15.04.2008) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Российские железные дороги" просит судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, он является собственником спорного имущества, которое было включено в его уставной капитал в процессе приватизации, что подтверждается имеющимися в материалах дела правоустанавливающими документами; право собственности истца на здание детского клуба зарегистрировано в установленном порядке регистрирующим органом и никем не оспорено; изъятие у него части имущества, входящего в уставный капитал, означает уменьшение уставного капитала и соответственно уменьшение номинальной стоимости оплаченных государством акций. Заявитель также полагает, что суды первой и апелляционной инстанций вышли за пределы заявленных исковых требований, поскольку обществом "Российские железные дороги" как собственником спорного имущества был заявлен иск об истребовании этого имущества из незаконного владения ответчика, в то время как суды рассмотрели иной спор и признали спорное имущество муниципальной собственностью, хотя таких требований не заявлялось. Кроме того, общество "Российские железные дороги" считает, что при повторном рассмотрении в суде апелляционной инстанции дело было рассмотрено в незаконном составе судей (тем же судебным составом, который ранее отменил решение об удовлетворении исковых требований).
Как установлено судами, обществом "Российские железные дороги" 26.03.2004 зарегистрировано право собственности на помещения детского клуба общей площадью 163,2 кв.м, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации 66-01/01-69/2004-12 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АБ N 298486 (т. 1, л.д. 16). Основанием для государственной регистрации права собственности данного общества на спорные помещения указаны следующие документы: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585; Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал общества "Российские железные дороги" от 30.09.2003, утвержденный Распоряжением от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества Федерального железнодорожного транспорта создан единый хозяйствующий субъект - общество "Российские железные дороги", зарегистрированный 23.09.2003 Межрайонной инспекцией МНС России N 39 по г. Москве (т. 3, л.д. 5).
Как следует из положений ст. 4 названного Закона, уставный капитал данного общества сформирован путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта, формирование уставного капитала созданного единого хозяйствующего субъекта осуществлено на основании передаточного акта. Сводный передаточный акт является основанием государственной регистрации недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. В указанный перечень включено предприятие "Свердловская железная дорога МПС РФ" (т. 3, л.д. 84, 85), которое является правопреемником предприятия "Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ" (т. 3, л.д. 23, 27, 29).
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал общества "Российские железные дороги" (т. 3, л.д. 83).
По акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 30.09.2003 помещения детского клуба "Искра" по ул. Техническая, 53, переданы предприятием "Свердловская железная дорога МПС РФ" обществу "Российские железные дороги" (т. 3, л.д. 80-82).
До передачи спорного объекта в уставный капитал общества "Российские железные дороги" данное имущество входило в имущественный комплекс предприятия "Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги МПС РФ" и находилось на балансе указанного предприятия. Министерством государственного имущества Российской Федерации здание детского клуба было внесено в реестр федерального имущества и закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием "Свердловская железная дорога МПС России" (т. 3, л.д. 41-44).
Общество "Российские железные дороги", считая себя собственником указанных помещений и полагая, что ответчик использует их без установленных законом оснований, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Указанное право принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 названного Кодекса).
Из указанной нормы следует, что при рассмотрении виндикационного иска необходимо установить следующие обстоятельства: наличие права собственности на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорные помещения являются муниципальной собственностью и обоснованно включены в реестр муниципальной собственности, с 1975 года и до настоящего времени находятся во владении детского клуба "Искра".
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность (далее - Постановление N 3020-1), учреждения и объекты народного образования отнесены к муниципальной собственности.
Объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет (п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").
Как следует из подп. 8 п. 4 ст. 12 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям.
Согласно постановлению главы администрации Свердловской области 21.03.1994 N 85 "О реорганизации деятельности детских и подростковых клубов по месту жительства" указанные клубы реорганизованы в муниципальные подростковые клубы как учреждения дополнительного образования и центры досуга с закреплением имущества клубов в муниципальной собственности (т. 1, л.д. 60, 61). Как следует из п. 4.3 названного постановления, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1075 от 16.09.1992 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" была запрещена передача помещений, выделенных для работы с детьми и подростками по месту жительства для иных целей.
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 29.12.1995 N 872 утверждены перечни нежилых помещений, занимаемых объектами соцкультбыта, в том числе не вошедших в уставные капиталы приватизируемых предприятий (т. 1, л.д. 71). Нежилой объект площадью 161,3 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 53 (назначение - культура), включен в данный перечень и отнесен к муниципальной собственности (т. 1, л.д. 71 об).
Постановлением Правительства Свердловской области от 01.11.2000 N 902-ПП клуб "Искра" с помещениями площадью 163,2 кв.м на первом этаже дома 53 по ул. Техническая в г. Екатеринбурге включен в перечень детско-подростковых клубов органов по делам молодежи муниципальных образований на территории Свердловской области (т. 1, л.д. 75 об, 76).
На основании постановления Главы г. Екатеринбурга от 21.06.2003 N 667 на базе подростковых клубов по месту жительства создано учреждение образования "Детско-юношеский центр "Юность", являющееся ответчиком по данному делу, в состав которого вошел детский клуб "Искра", расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 53 (т. 1, л.д. 35).
Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности (т. 1, л.д. 79), указанный нежилой объект внесен в реестр муниципальной собственности за N 32045, право собственности муниципального образования "Город Екатеринбург" зарегистрировано 26.02.1998 в Екатеринбургском муниципальном унитарном предприятии "Бюро технической инвентаризации".
В материалах дела также имеется удостоверение Бюро технической инвентаризации г. Екатеринбурга от 27.05.1998, из которого следует, что нежилой объект полезной площадью 163,2 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, д. 53, литера Е, зарегистрирован по праву муниципальной собственности за муниципальным образованием "город Екатеринбург" (т. 1, л.д. 74). В качестве основания для регистрации права муниципальной собственности указаны постановление Главы г. Екатеринбурга от 29.12.1995 N 872 и выписка из реестра объектов нежилого фонда, утвержденных в муниципальной собственности 05.01.1996 N 32045.
При этом из технического паспорта на жилой дом N 53 по ул. Технической (по состоянию на 28.06.1975) следует, что в данном доме располагался клуб "Искра" (т. 3, л.д. 33-40).
При таких обстоятельствах, установив, что на момент вступления в законную силу Постановления N 3020-1 в доме N 53 по ул. Технической находился детский клуб "Искра", который является образовательным учреждением, суды сделали правильный вывод о том, что спорный объект относится к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Суды со ссылкой на положения ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также правомерно указали на то, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в законную силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
При этом сделан правильный вывод о том, что сделка приватизации в части внесения спорного объекта в уставный капитал общества "Российские железные дороги" в силу положений ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной), поскольку на момент приватизации обществом "Российские железные дороги" спорного здания клуба его собственником являлось муниципальное образование "город Екатеринбург", а сам объект находился в муниципальной собственности.
Ссылка истца на то, что помещения детского клуба находились на балансе его правопредшественника, правомерно отклонена судами как не имеющая правового значения для данного спора, поскольку факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений с имеющимся в них имуществом и оборудованием (п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
При разрешении исков об истребовании имущества из чужого незаконного владения, заявленных лицами, титул собственника которых основан на ничтожной сделке или акте государственного органа, противоречащем законодательству, арбитражный суд вправе дать оценку такой сделке или соответственно не применять акт указанного органа (абз. 12 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), независимо от того, предъявлялись ли требования о признании сделки или акта недействительными. Если истец приобрел право собственности на основании ничтожной сделки или акта органа, не соответствующих требованиям законодательства, у него не имеется правовых оснований для истребования имущества (п. 21 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что истец не доказал факт незаконного владения и пользования учреждением образования "Детско-юношеский центр "Юность" спорными помещениями.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований общества "Российские железные дороги" об истребовании из чужого незаконного владения нежилых помещений отказано правомерно.
Довод общества "Российские железные дороги" о том, что суды, установив право муниципальной собственности на спорное имущество, вышли за пределы исковых требований, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку вопрос о наличии у истца права собственности на истребуемое имущество входит в предмет доказывания по виндикационному иску.
Ссылка общества "Российские железные дороги" на то, что при повторном рассмотрении в суде апелляционной инстанции дело было рассмотрено тем же судебным составом, также подлежит отклонению, поскольку участие при повторном рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции того же судьи, что и при первоначальном рассмотрении дела, не является нарушением положений ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы общества "Российские железные дороги" направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2008 (резолютивная часть от 15.04.2008) по делу N А60-5340/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 (резолютивная часть от 16.06.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка истца на то, что помещения детского клуба находились на балансе его правопредшественника, правомерно отклонена судами как не имеющая правового значения для данного спора, поскольку факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений с имеющимся в них имуществом и оборудованием (п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
При разрешении исков об истребовании имущества из чужого незаконного владения, заявленных лицами, титул собственника которых основан на ничтожной сделке или акте государственного органа, противоречащем законодательству, арбитражный суд вправе дать оценку такой сделке или соответственно не применять акт указанного органа (абз. 12 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), независимо от того, предъявлялись ли требования о признании сделки или акта недействительными. Если истец приобрел право собственности на основании ничтожной сделки или акта органа, не соответствующих требованиям законодательства, у него не имеется правовых оснований для истребования имущества (п. 21 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2008 г. N Ф09-8489/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника