Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 ноября 2008 г. N Ф09-8559/08-С1
Дело N А34-1882/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2010 г. N Ф09-4867/10-С5 по делу N А34-8250/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2009 г. N 18АП-4747/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2009 г. N Ф09-1260/09-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети" (далее - общество, ОАО "ШМКЭС", заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2008 по делу N А34-1882/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Криволапое А.А. (доверенность от 01.01.2008 N 135), Евдокимов Н.А. (доверенность от 19.12.2007 N 132), Архипов В.Н. (доверенность от 19.12.2007 N 131);
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент, административный орган) - Бричеева И.А. (доверенность от 09.01.2008 N 08/5), Усачева Л.В. (доверенность от 09.01.2008 N 08/4).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента от 05.05.2008 N 41 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), а также на несоответствие выводов судов относительно наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов общество указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о двойном взимании с потребителей платы за передачу электрической энергии. По мнению подателя жалобы, оказание потребителям услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании отдельно заключенных договоров, не противоречащих действующему законодательству, в том числе в сфере электроэнергетики и тарифов на электрическую энергию. Общество также указывает на необоснованность отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявленного им ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Федеральной службы по тарифам.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом в связи с поступившими жалобами от общества с ограниченной ответственностью "Алеко", открытого акционерного общества "Энергосбыт", открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт", Альменевского потребительского общества на основании распоряжения от 26.03.2008 N 51 проведено мероприятие по контролю соблюдения обществом порядка ценообразования на услуги в сфере электроснабжения.
В ходе проверки было установлено, что обществом в нарушение Закона N 41-ФЗ, Закона N 35-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", постановления администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" в период с января по март 2008 г. незаконно предъявлялась плата за услуги по передаче электрической энергии напрямую потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям общества, по тарифу в размере 1,50089 руб./кВтч (без НДС), установленного для потребителей других юридических лиц (открытого акционерного общества "Курганская энергосбытовая компания", открытого акционерного общества "Энергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Электрон") постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.10.2007 N 22-27 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области, и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность)".
Факты нарушения установлены на основании бухгалтерских документов (счетов-фактур, приходного кассового ордера от 01.02.2008 N 67, квитанции к приходному кассовому ордеру от 14.03.2008). Например, по счету-фактуре от 31.01.2008 N 108 общество предъявило предпринимателю плату за услуги по передаче электрической энергии в размере 13176,61 руб., рассчитанную по котловому тарифу 1,50089 руб./кВтч (без НДС), входящему в конечный тариф на электрическую энергию, включающему покупку и продажу электрической энергии, который установлен вышеназванным постановлением департамента для других организаций; по счету-фактуре от 14.03.2008 N 17ц общество предъявило Целинному потребительскому обществу плату за услуги по передаче электрической энергии в размере 36496,03 руб., рассчитанную по котловому тарифу 1,50089 руб./кВтч (без НДС), который также установлен для других организаций.
Аналогичные нарушения выявлены и в 2007 г. В период с июня по декабрь 2007 г. в нарушение вышеназванных нормативных актов общество незаконно предъявляло плату за услуги по передаче электрической энергии напрямую потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям общества, по котловому тарифу в размере 1,51917 руб./кВтч (без НДС), установленного постановлением департамента от 06.03.2007 N 4-1 для потребителей других юридических лиц (открытого акционерного общества "Курганская энергосбытовая компания", открытого акционерного общества "Энергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Электрон", закрытого акционерного общества "Энергосбыт").
В результате сумма, рассчитанная по тарифам, установленным для потребителей других юридических лиц, и предъявленная ОАО "ШМКЭС" потребителям за передачу электрической энергии за 2007, 2008 гг. выборочно составила 657094,52 руб.
По итогам проверки департаментом составлены акт результатов мероприятий по контролю соблюдения порядка ценообразования от 21.04.2008 N 15/08-05, протокол об административном правонарушении от 21.04.2008 N 41. на основании которых вынесено постановление от 05.05.2008 N 41 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
Частью 1 ст. 14.6 Кодекса установлена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на тс государственными органами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Статьей 2 Закона N 41-ФЗ определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" полномочия по установлению тарифов на электрическую энергию, осуществлению государственного регулирования тарифов на территории Курганской области закреплены за департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Постановлениями департамента от 06.03.2007 N 4-1, от 29.10.2007 N 22-27 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области, и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность)" приняты тарифные решения, обеспечивающие выполнение требований действующего законодательства. Тариф на услуги по передаче электрической энергии, по которым рассчитываются потребители с сетевой организацией по договорам купли-продажи, департаментом не устанавливался.
Законодательством Российской Федерации не предоставлено право собственникам электрических сетей самостоятельно устанавливать тариф (плату) за услугу по передаче электрической энергии.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество на договорной основе оказывало потребителям, имеющим технологическое присоединение к его электрическим сетям, услуги по передаче электрической энергии. При этом общество выставляло потребителям счета-фактуры на оплату услуг по передаче поставленной электроэнергии по тарифам, установленным для потребителей других юридических лиц. В расчет данных тарифов кроме затрат сетевой организации по передаче электроэнергии включены также расходы гарантирующего поставщика на куплю-продажу электрической энергии. Незаконные действия общества привели к двойной оплате потребителями услуг по передаче электрической энергии, так как потребители оплачивают по конечному тарифу за полученную электрическую энергию открытому акционерному обществу "Энергосбыт".
Доказательств обратного обществом в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса.
Ссылка общества на неправомерный отказ судом первой инстанции е удовлетворении заявленного им ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Федеральной службы по тарифам судом кассационной инстанции не принимается, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции суда первой инстанции, отклонение судом указанного ходатайства не противоречит п. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2008 по делу N А34-1882/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество на договорной основе оказывало потребителям, имеющим технологическое присоединение к его электрическим сетям, услуги по передаче электрической энергии. При этом общество выставляло потребителям счета-фактуры на оплату услуг по передаче поставленной электроэнергии по тарифам, установленным для потребителей других юридических лиц. В расчет данных тарифов кроме затрат сетевой организации по передаче электроэнергии включены также расходы гарантирующего поставщика на куплю-продажу электрической энергии. Незаконные действия общества привели к двойной оплате потребителями услуг по передаче электрической энергии, так как потребители оплачивают по конечному тарифу за полученную электрическую энергию открытому акционерному обществу "Энергосбыт".
Доказательств обратного обществом в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.06.2008 по делу N А34-1882/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские Межрайонные коммунальные электрические сети" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2008 г. N Ф09-8559/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника