Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 февраля 2009 г. N Ф09-489/09-С4
Дело N А07-13442/2008-А-КРК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2011 г. N Ф09-8226/10-С4 по делу N А07-3664/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2010 г. N Ф09-8226/10-С4 по делу N А07-3664/2010
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2009 г. N 18АП-5084/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Азанова П.А., Крюкова А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - общество "Феникс") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2008 по делу N А07-13442/2008-А-КРК по заявлению общества "Феникс" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Башкирская строительная компания" (далее - общество "Башкирская строительная компания"), общество с ограниченной ответственностью "СтройТехКом" (далее - общество "СтройТехКом"), о признании недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "СтройТехКом" - Машина А.И. (доверенность от 03.10.2008 N 2);
общества "Башкирская строительная компания" - Сафин В.Н. (доверенность от 11.01.2009).
Представитель общества "Феникс" Гималитдинов Р.А., представивший копию доверенности от 15.11.2007 N 1, к участию в деле не допущен в связи с отсутствием оригинала доверенности.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Феникс" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан от 28.03.2008 о государственной регистрации реорганизации общества "Башкирская строительная компания" в виде выделения общества "СтройТехКом" и обязать данную инспекцию исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации реорганизации общества "Башкирская строительная компания".
Решением суда от 24.11.2008 (судья Кутлин Р.К.) в удовлетворении требования о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан от 28.03.2008 отказано. Производство по делу в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации реорганизации общества "Башкирская строительная компания" прекращено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Феникс" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие вывода суда о представлении обществом "Башкирская строительная компания" всех необходимых документов для регистрации имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего письменного уведомления обществом "Башкирская строительная компания" общества "Феникс" о принятом 17.03.2008 решении о реорганизации; выводы суда о том, что 28.01.2008 было принято первоначальное решение о реорганизации, о котором были уведомлены кредиторы, а решение собрания учредителей от 17.03.2008 является дополнительным, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку в материалах регистрационного дела отсутствует решение от 28.01.2008, данное решение не представлялось налоговому органу; в учредительном договоре, Уставе, разделительном балансе не имеется ссылок на указанное решение. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что представленный в налоговый орган разделительный баланс не соответствует требованиям ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не отражает положение о правопреемстве по всему обязательству перед обществом "Феникс" - 1 819 134 руб. 52 коп.
Как следует из материалов дела, общим собранием учредителей общества "Башкирская строительная компания" 17.03.2008 принято решение о реорганизации общества в форме выделения общества "СтройТехКом". Разделительный бухгалтерский баланс общества "Башкирская строительная компания" утвержден по состоянию на 12.03.2008.
Учредительный договор и Устав общества "СтройТехКом" утверждены 17.03.2008.
21.03.2008 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан представлены документы для государственной регистрации общества "СтройТехКом", на основании которых инспекцией 28.03.2008 принято решение N 312А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме выделения и внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Общество "Феникс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан от 28.03.2008 N 312А о государственной регистрации общества "СтройТехКом" является незаконным и нарушает его права и интересы как кредитора общества "Башкирская строительная компания". В обоснование заявленных требований общество "Феникс" ссылается на то, что не было надлежащим образом уведомлено о реорганизации общества "Башкирская строительная компания", а также на то, что разделительный баланс не отражает положение о правопреемстве по всему обязательству реорганизованного юридического лица перед обществом "Феникс", установленному решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2008.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан от 28.03.2008, суд исходил из того, что у инспекции не имелось оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку был представлен весь перечень необходимых для регистрации документов. Установив, что на момент подачи заявления в суд регистрационное дело из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан было передано в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы, суд прекратил производство по делу в части требования об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации реорганизации общества "Башкирская строительная компания".
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков.
Таким образом, государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов в установленном п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" порядке.
Как следует из материалов дела, для государственной регистрации был представлен протокол общего собрания учредителей общества "Башкирская строительная компания" от 17.03.2008, согласно которому учредителями было принято решение о реорганизации общества "Башкирская строительная компания" в форме выделения общества "СтройТехКом" и об уведомлении о данном решении кредиторов путем публикации в печати сообщения, а также путем рассылки письменного сообщения каждому кредитору.
В качестве доказательства извещения кредиторов о принятом решении в материалы дела представлено опубликованное в "Вестнике государственной регистрации" от 13.02.2008 N 6 сообщение о том, что 28.01.2008 общим собранием участников общества "Башкирская строительная компания" принято решение о его реорганизации (л.д. 94).
Доказательства извещения кредиторов о проведении обществом "Башкирская строительная компания" собрания от 17.03.2008, которое стало основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации общества "Башкирская строительная компания", путем публикации в печати соответствующего сообщения в материалах дела отсутствуют. В отзыве Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан, в котором перечислены документы, представленные для регистрации, ссылки на то, что заявителем были представлены доказательства опубликования сообщения о принятом 17.03.2008 решении, не имеется (л.д. 56).
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что в регистрирующий орган был представлен весь перечень необходимых для регистрации документов, не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Суждение суда о том, что 28.01.2008 было принято первоначальное решение о реорганизации, а решение собрания учредителей от 17.03.2008 является дополнительным, также не основано на доказательствах, имеющихся в деле. В регистрирующий орган протокол собрания участников общества "Башкирская строительная компания" от 28.01.2008 не был представлен, при этом протокол собрания учредителей общества "Башкирская строительная компания" от 17.03.2008, Устав, учредительный договор общества "СтройТехКом" не содержат ссылок на решение от 28.01.2008.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан от 28.03.2008 подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, дело - направлению на новое рассмотрение.
В части прекращения производства по делу решение суда следует оставить без изменения.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, и исходя из положений ст. 198, п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом требования заявителя об устранении допущенных нарушений его прав и законных интересов путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц соответствующих записей, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле регистрирующего органа, в котором находится регистрационное дело, принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2008 по делу N А07-13442/2008-А-КРК в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Феникс" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан от 28.03.2008 о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме выделения общества с ограниченной ответственностью "СтройТехКом" отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
В остальной части решение от 24.11.2008 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков.
Таким образом, государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется при наличии доказательств уведомления кредиторов в установленном п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" порядке.
...
В остальной части решение от 24.11.2008 оставить без изменения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2009 г. N Ф09-489/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника