Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 мая 2010 г. N Ф09-2092/10-С1 по делу N А76-34019/2009-44-697
Дело N А76-34019/2009-44-697
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 апреля 2010 г. N Ф09-2092/10-С1 по делу N А76-34019/2009-44-697
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - федеральная служба, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2009 по делу N А76-34019/2009-44-697.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральной службой заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей. Названное ходатайство судом удовлетворено.
Открытое акционерное общество "Научно-производственный Агрокомбинат "Митрофановский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления федеральной службы от 02.09.2009 N 62-09-292/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс).
Решением суда от 07.12.2009 (судья Елькина Л.А.) заявленное требование удовлетворено. Постановление федеральной службы от 02.09.2009 N 62-09-292/ПН признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе федеральная служба просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного обществом требования отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений Кодекса, Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее -Закон о рынке ценных бумаг), Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела. По мнению заявителя жалобы, в действиях общества состав (в том числе и вина) вменяемого ему административного правонарушения установлена федеральной службой и подтвержден материалами дела. Кроме того, у суда отсутствовали правовые основания для вывода о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано 10.06.2003 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Сосновскому району Челябинской области в Едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство N 002776034).
При осуществлении контроля за исполнением обществом законодательства на рынке ценных бумаг в части раскрытия информации об аффилированных лицах федеральной службой было установлено, что общество не представило в регистрирующий орган списки аффилированных лиц за I квартал 2009 г.
В связи с выявленным нарушением федеральной службой в адрес общества направлено предписание от 22.05.2009 N 62-09-СК-08/5138 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в срок до 02.07.2009.
Поскольку в установленный срок указанное предписание общество не исполнило, федеральная служба 06.08.2009 составила протокол N 62-09-470/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого вынесла постановление от 02.09.2009 N 62-09-292/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Полагая, что указанное постановление федеральной службы является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из отсутствия у общества обязанности по представлению списка аффилированных лиц в регистрирующий орган, а также недоказанности федеральной службой вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения. Кроме того, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из обстоятельств дела следует, что в ходе осуществления контроля за исполнением обществом законодательства на рынке ценных бумаг, федеральной службой было установлено, что общество не представило в регистрирующий орган списки аффилированных лиц за I квартал 2009 г.
Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Частью 4 ст. 93 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), в силу п. 8.5.1 которого акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Пунктом 8.5.3 Положения (в редакции от 30.08.2007, действующей в период проверки общества) определено, что акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом в этом списке отдельным разделом должны быть указаны изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала.
Подпунктом "г" п. 8.1.1 и п. 8.1.2 Положения установлено, что открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества. Обязанность по раскрытию данной информации возникает: для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества; для закрытых акционерных обществ - с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения).
Из приведенных положений норм права следует, что обязанность о раскрытии информации об аффилированных лицах распространяется на все открытые акционерные общества с даты их государственной регистрации вне зависимости от факта публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг и независимо от того, является ли открытое акционерное общество (эмитент) профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Исходя из указанного, вывод суда об отсутствии у общества обязанности по представлению в контролирующий орган в срок до 15.05.2009 списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания I квартала 2009 г., является ошибочным.
Однако с 01.07.2009 вступили в силу изменения в Положение, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 02.06.2009 N 09- 17/пз-н, в соответствии с которыми п. 8.5.3 Положения установлена обязанность акционерного общества публиковать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, но не позднее двух рабочих дней с даты окончания рабочего квартала.
Из материалов дела следует, что обществу в связи с непредставлением в регистрирующий орган списков аффилированных лиц за I квартал 2009 г. федеральной службой выставлено предписание от 22.05.2009 N 62-09-СК-08/5138, обязывающее общество устранить данное нарушение в срок до 02.07.2009 путем представления данного списка в регистрирующий орган на бумажном и магнитном носителях. Несоблюдение именно такого предписания явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Между тем на момент окончания срока, установленного указанным предписанием (02.07.2009), редакция п. 8.5.3 Положения не содержала обязанности акционерного общества представлять список аффилированных лиц в регистрирующий орган, а предписывала публиковать текст названного списка на странице в сети Интернет.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент окончания срока исполнения предписания федеральной службы у общества отсутствовала законная обязанность по представлению списка аффилированных лиц в регистрирующий орган на бумажном и магнитном носителях, правовых оснований для исполнения обществом указанного предписания административного органа после 01.07.2009 и, соответственно, для привлечения общества к административной ответственности за неисполнения этого предписания, не имелось.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 в действиях общества отсутствует.
Поскольку судом требования общества о признании незаконным и отмене постановления федеральной службы от 02.09.2009 N 62-09-292/ПН удовлетворены, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2009 по делу N А76-34019/2009-44-697 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что обществу в связи с непредставлением в регистрирующий орган списков аффилированных лиц за I квартал 2009 г. федеральной службой выставлено предписание от 22.05.2009 N 62-09-СК-08/5138, обязывающее общество устранить данное нарушение в срок до 02.07.2009 путем представления данного списка в регистрирующий орган на бумажном и магнитном носителях. Несоблюдение именно такого предписания явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Между тем на момент окончания срока, установленного указанным предписанием (02.07.2009), редакция п. 8.5.3 Положения не содержала обязанности акционерного общества представлять список аффилированных лиц в регистрирующий орган, а предписывала публиковать текст названного списка на странице в сети Интернет.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент окончания срока исполнения предписания федеральной службы у общества отсутствовала законная обязанность по представлению списка аффилированных лиц в регистрирующий орган на бумажном и магнитном носителях, правовых оснований для исполнения обществом указанного предписания административного органа после 01.07.2009 и, соответственно, для привлечения общества к административной ответственности за неисполнения этого предписания, не имелось.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 в действиях общества отсутствует."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2010 г. N Ф09-2092/10-С1 по делу N А76-34019/2009-44-697
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника