Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 мая 2010 г. N Ф09-3498/10-С1 по делу N А07-958/2010
Дело N А07-958/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2011 г. N Ф09-7951/10 по делу N А07-14568/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2010 г. N Ф09-7951/10-С4 по делу N А07-14568/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Ященок Т.П., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее -региональное отделение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.03.2010 по делу N А07-958/2010.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Компания АКС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 25.12.2009 N 42-09-349/ап о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 04.03.2010 (судья Валеев К.В.) заявленное требование удовлетворено. Постановление регионального отделения признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе региональное отделение просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суд, неправильно применив положения Кодекса, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также недостаточно оценив фактические обстоятельства дела, пришел к ошибочным выводам о недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, региональным отделением была проведена камеральная проверка по вопросам соблюдения обществом законодательства Российской Федерации в части подготовки и проведения общего собрания акционеров по итогам 2008 г., а также в части раскрытия информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг.
В ходе проведения проверки региональным отделением установлено, что в нарушение Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-нп (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2006 N 8532) (далее - Положение) общество не раскрыло на странице в сети Интернет следующую информацию: банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 Положения и размер (порядок определения размера) таких расходов; годовой отчет общества за 2006, 2007, 2008 г.; годовую бухгалтерскую отчетность за 2006, 2007, 2008 г.; сообщение об утверждении годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007. 2008 г.; устав со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями; сведения об аффилированных лицах общества за 2 квартал 2009 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" следует читать как "N 06-117/пз-н"
Региональным отделением 23.09.2009 вынесено предписание N 42-09-АЕ-09/5320, согласно которому обществу предписывалось в срок не позднее 30 дней с момента получения предписания устранить вышеуказанные нарушения, о чем представить отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению нарушений с заверенными копиями документов, подтверждающих его исполнение, а также утвержденный план мероприятий с графиком его исполнения в рабочий день, следующий за днем исполнения предписания.
Данное предписание регионального отделения получено обществом 29.09.2009 (л. д. 49, 131-137).
В ответ на указанное предписание в региональное отделение от общества поступил отчет об исполнении предписания от 02.11.2009 N 714, полученный региональным отделением 03.11.2009 (вход. N 42-09-929), в котором общество сообщило о раскрытии информации на страницах в сети Интернет.
Названный отчет региональным отделением не был принят в связи с его неполнотой.
Поскольку в установленный срок до 30.10.2009 названное предписание обществом не исполнено, региональным отделением в отношении общества составлен протокол от 10.12.2009 N 42-09-ТГ-09/212пр-ап об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 25.12.2009 N 42-09-349/ап о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Считая постановление регионального отделения о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление регионального отделения от 25.12.2009 N 42-09-349/ап, суд исходил из недоказанности вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В силу п. 1.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 N 06-69/пз-н, территориальный орган обеспечивает на соответствующих территориях выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1, 4 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).
В силу п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса.
Из материалов дела следует и судом установлено, что при производстве по делу об административном правонарушении общество указывало на то, что исполнение предписания от 23.09.2009 N 42-09-АЕ-09/5320 связано с дополнительными материальными затратами.
Кроме того, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан 30.09.2009 по делу N А07-14568/2009 в отношении общества введена процедура наблюдения (л. д. 89-93), что определяет введение специального порядка расходования денежных средств общества, предусмотренного Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Судом также установлено, что обществом 02.11.2009 в региональное отделение направлен первый отчет об исполнении предписания, где об указанных обстоятельствах было еще раз сообщено. Данный отчет региональным отделением не был принят в связи с его неполнотой.
Препятствовало своевременному исполнению названного предписания также и то, что сотрудниками ОРЧ N 2 КМ по линии БЭП при МВД по Республике Башкортостан 03.11.2009 были изъяты бухгалтерские и финансово-хозяйственные документы общества (л. д. 81-88), часть из которых была необходима для исполнения указанного предписания регионального отделения.
Однако данные обстоятельства при вынесении оспариваемого постановления административным органом не выяснялись, оценка им не давалась.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела в данном конкретном случае вины общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, признания незаконным и отмены постановления регионального отделения являются правомерными.
Доводы регионального отделения, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.03.2010 по делу N А07-958/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Препятствовало своевременному исполнению названного предписания также и то, что сотрудниками ОРЧ N 2 КМ по линии БЭП при МВД по Республике Башкортостан 03.11.2009 были изъяты бухгалтерские и финансово-хозяйственные документы общества (л. д. 81-88), часть из которых была необходима для исполнения указанного предписания регионального отделения.
Однако данные обстоятельства при вынесении оспариваемого постановления административным органом не выяснялись, оценка им не давалась.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела в данном конкретном случае вины общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2010 г. N Ф09-3498/10-С1 по делу N А07-958/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника