Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 июня 2010 г. N Ф09-4198/10-С1 по делу N А34-472/2010
Дело N А34-472/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Лимонова И.В., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - региональное отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.03.2010 по делу N А34-472/2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Шадринская фабрика валяной обуви им. Сухановой Л.А." (далее - общество) - Рябцев А.А. (доверенность от 29.12.2009б/н).
Представители регионального отделения в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 30.12.2009 N 62-09-587/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 16.03.2010 (судья Полякова И.А.) заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе административный орган просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного обществом требования отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права, перечисленных в жалобе, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела. По мнению регионального отделения, в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении установлен и подтвержден материалами дела состав вменяемого обществу административного правонарушения. При этом нарушений п. 17 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент) при проведении проверки административным органом не допущено. Кроме того, в силу положений п. 21 Административного регламента региональное отделение полагает, что оно вправе в предписании требовать от поднадзорных организаций (общество в настоящих отношениях) предоставления всех необходимых для достижения целей проверки документов.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением обществом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах региональным отделением в адрес названного юридического лица направлено предписание от 16.10.2009 N 62-09-СК-08/10638. Обществу предписывалось не позднее пятнадцати дней с момента получения настоящего предписания направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом в адрес регионального отделения следующие документы: копию договора с информационным агентством, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на распространение информации, на раскрытие информации путем опубликования в Ленте новостей (далее - распространитель); копии уведомлений распространителя информации об опубликовании сообщений в Ленте новостей за 2008-2009 гг.; скриншоты страниц в сети Интернет, подтверждающие раскрытие информации в сети Интернет в соответствии с требованиями Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н; копии протоколов общих собраний, проведенных в 2009 году (годовое общее собрание, внеочередное общее собрание).
Данное предписание было получено обществом 26.10.2009.
В установленный срок (до 10.11.2009) обществом в региональное отделение документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания, не представлены. Фактически запрашиваемые документы были представлены 10.12.2009.
По факту непредставления в установленный срок указанных в предписании документов, региональное отделение в отношении общества составила протокол от 15.12.2009 N 62-09-890/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого вынесло постановление от 30.12.2009 N 62-09-587/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Полагая, что указанное постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из недоказанности региональным отделением наличия в действиях общества события вменяемого административного правонарушения, и вины в его совершении, а также нарушения административным органом процедуры проведения проверки общества, установленной п. 21 Административного регламента. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что региональное отделение не наделено правом истребовать документы, перечисленные в предписании, за неисполнение которого общество привлечено к ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Пунктами 5.3.7 и 6.1 Положения предусмотрено право федеральной службы по финансовым рынкам выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Пунктом 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 6 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
Порядок исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) государственной функции контроля и надзора закреплен в Административном регламенте.
В силу п. 15 Административного регламента после принятия решения о проведении проверки какой-либо организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) в случае необходимости письменно запрашивает дополнительные документы и/или сведения в отношении этой организации либо ее обособленных подразделений в структурных подразделениях Центрального аппарата ФСФР России/РО ФСФР России. Указанные документы и/или сведения должны быть предоставлены в Управление надзора (РО ФСФР России) в срок не позднее 3 рабочих дней с даты получения запроса. В случае, если для сбора информации требуется более длительный срок, такая информация предоставляется в срок, согласованный начальником (заместителем начальника) Управления надзора и начальником (заместителем начальника) структурного подразделения Центрального аппарата ФСФР России/руководителем (заместителем руководителя) РО ФСФР России. В случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) письменно запрашивает либо затребует предписанием о предоставлении документов необходимые документы у поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации. Запрос (предписание) о предоставлении документов не может быть направлен поднадзорным организациям ранее, чем проверяемая организация уведомлена о проведении выездной плановой проверки, а в случае проведения выездной внеплановой проверки - ранее дня начала проверки.
Из п. 15.2 Административного регламента следует, что предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований. Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, где даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания. Документы, затребованные предписанием, должны быть представлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.
Порядок, аналогичный изложенному в п. 15.1-15.3 Административного регламента, применяется в региональных отделениях ФСФР России (п. 15.4 данного Регламента).
В силу п. 1.1, 1.3 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе, утвержденном приказом ФСФР России от 12.09.2006 N 06-161/пз, региональное отделение является территориальным органом ФСФР России на территории, в том числе, Курганской области и обеспечивает выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской, аудиторской деятельности), а также по защите прав акционеров и инвесторов.
В соответствии с п. 2.1.1, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1, 2.2.3 данного Положения региональное отделение контролирует соблюдение эмитентами требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также решений ФСФР России и регионального отделения, выдает им обязательные для исполнения предписания. При этом региональное отделение имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам, а также пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции регионального отделения.
Согласно п. 17 Административного регламента камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в других необходимых для исполнения ФСФР России (РО ФСФР России) своих полномочий случаях. Камеральная проверка назначается решением руководителя (заместителя руководителя) ФСФР России, оформленным письменным поручением руководителя (заместителя руководителя) ФСФР России.
Вместе с тем в силу п. 21 Административного регламента камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.
При проведении камеральной проверки ФСФР России вправе истребовать у организации любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции ФСФР России, объяснения, сведения и документы.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Ответственность за невыполнение в установленный срок такого (законного) предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в соответствии со служебной запиской заместителя начальника отдела по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг от 12.10.2009 вх. N 62-09-876-08/сз (л.д. 106) руководителем регионального отделения выдано поручение от 13.10.2009 N 62-09-206-08/пч, данные о котором содержатся в протоколе об административном правонарушении от 15.12.2009 N 62-09-890/пр-ап (л.д. 57), на проведение камеральной проверки деятельности общества на предмет раскрытия информации в сети Интернет и Ленте новостей.
При этом в целях проведения проверки региональным отделением в соответствии с требованиями ст. 11 Закона о защите прав инвесторов, п. 7 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2.1.7 Положения о региональном отделении обществу направлено предписание от 16.10.2009 N 62-09-СК-08/10638 о предоставлении документов в срок до 10.11.2009, подтверждающих исполнение обществом обязанности раскрытия информации в сети Интернет и Ленте новостей.
Из указанного следует, что, проводя камеральную проверки и запрашивая в ходе проверки у общества информацию и документы, перечисленные в данном предписании, региональное отделение действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, в частности с соблюдением порядка, установленного п. 17 Административного регламента.
Требования указанного предписания, обществом в установленный срок не исполнены.
Таким образом в действиях общества содержится событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что на административные органы возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Из обжалуемого постановления о привлечении общества к административной ответственности следует, что вина общества выразилась в бездействии по исполнению предписания. Несмотря на получение предписания и наличия достаточного времени для его исполнения, общество не предприняло каких-либо мер для его исполнения. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих исполнению предписания, региональным отделением установлено не было.
Таким образом административным органом в достаточной степени установлена вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что действия общества не образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, являются ошибочными.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, судом установлены достаточно полно, однако выводы суда о недоказанности региональным отделением наличия в действиях общества события вменяемого административного правонарушения, а также о нарушении административным органом процедуры проведения проверки общества основаны на неверном толковании норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене постановления регионального отделения от 30.12.2009 N 62-09-587/пн.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.03.2010 по делу N А34-472/2010 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Шадринская фабрика валяной обуви им. Сухановой Л.А." о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 30.12.2009 N 62-09-587/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб., отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из обжалуемого постановления о привлечении общества к административной ответственности следует, что вина общества выразилась в бездействии по исполнению предписания. Несмотря на получение предписания и наличия достаточного времени для его исполнения, общество не предприняло каких-либо мер для его исполнения. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих исполнению предписания, региональным отделением установлено не было.
Таким образом административным органом в достаточной степени установлена вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что действия общества не образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, являются ошибочными.
...
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Шадринская фабрика валяной обуви им. Сухановой Л.А." о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 30.12.2009 N 62-09-587/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб., отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2010 г. N Ф09-4198/10-С1 по делу N А34-472/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника