Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 июня 2010 г. N Ф09-4555/10-С2 по делу N А07-20392/2009
Дело N А07-20392/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2010 г. N Ф09-4558/10-С2 по делу N А07-20393/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2010 г. N Ф09-4587/10-С2 по делу N А07-20394/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 марта 2008 г. N Ф09-1828/08-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2008 г. N Ф09-1670/08-С2
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2007 г. N Ф09-7670/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Наумовой Н.В., Татариновой И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северного отделения г. Уфы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - казначейство, отделение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2009 по делу N А07-20392/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель казначейства - Мишина С.В. (доверенность от 03.03.2010).
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимтрейдинг-Регион" (далее - заявитель, общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действия Северного отделения г. Уфы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - отделение, заинтересованное лицо, казначейство) по возврату исполнительного документа - исполнительного листа от 22.04.2008 N 127277 и обязании отделения принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Решением суда от 22.12.2009 (судья Чаплиц М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе казначейство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на правомерность возврата исполнительного листа ввиду несоответствия наименования должника учредительным документам, указание в исполнительном листе лица, не имеющего лицевого счета в учредительных документах. Также отделение указывает на то, что к исполнительному листу приложена надлежащим образом не заверенная копия решения суда.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2007 по делу N А07-10986/2007 удовлетворены требования общества о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы, выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата переплаты по налогу на добавленную стоимость, выдан исполнительный лист Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2008 N 127277 о взыскании 2 000 руб. государственной пошлины.
Взыскатель предъявил в отделение исполнительный лист для исполнения.
Казначейство письмом от 09.09.2009 N 2400 отказало в исполнении исполнительного листа, ссылаясь на п. 1 ст. 242.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и ч. 1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ, указывая на неверное наименование должника в исполнительном листе и в резолютивных частях решения и определения, одновременно сообщая полное и краткое наименование должника по данному делу, согласно сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также представление надлежащим образом не заверенной копии решения суда.
В силу положений ст. 239 Кодекса обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно ч. 3.1 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Органы федерального казначейства в силу ст. 242.3, 242.4, 242.5 Кодекса наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета и такой порядок предусмотрен для тех случаев, когда должником является бюджетное учреждение.
В соответствии с п. 3 ст. 242.1 Кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 данной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законом об исполнительном производстве; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Данный перечень оснований для возврата исполнительного документа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона N 229-ФЗ в исполнительном листе должно быть указано наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения и резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств.
По смыслу названных норм исполнительный лист должен содержать сведения, достаточные для идентификации должника, то есть, не вызывающие у исполнительного органа сомнений в том, какое лицо является должником.
Судами установлено, из материалов дела следует и отделением не оспаривается, выданный арбитражным судом исполнительный лист от 22.04.2008 N 127277 обществом предъявлен в казначейство в установленный срок и с приложением всех необходимых документов.
Спорный исполнительный лист в графе "резолютивная часть решения" содержит полное наименование организации должника - "Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 33 по Республике Башкортостан". В исполнительном листе указаны место нахождения (адрес) должника и его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2008 по делу А07-10986/2007-А-ДГА судом исправлена опечатка в решении арбитражного суда и в тексте определения указано наименование должника - "Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 33 по Республике Башкортостан".
Судами также установлено соответствие представленной в казначейство копии решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2007 N А07-10986/2007 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2004 N 27.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконными действия казначейства выразившиеся в возврате исполнительного документа.
Доводы заявителя кассационной жалобы о правомерности возврата исполнительного листа ввиду несоответствия наименования должника учредительным документам, указание в исполнительном листе лица, не имеющего лицевого счета в учредительных документах; о том, что к исполнительному листу приложена надлежащим образом не заверенная копия решения суда, судом кассационной инстанции отклоняются, как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2009 по делу N А07-20392/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Северного отделения г. Уфы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 242.1 Кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 данной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законом об исполнительном производстве; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
...
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Закона N 229-ФЗ в исполнительном листе должно быть указано наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения и резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств.
По смыслу названных норм исполнительный лист должен содержать сведения, достаточные для идентификации должника, то есть, не вызывающие у исполнительного органа сомнений в том, какое лицо является должником.
...
Судами также установлено соответствие представленной в казначейство копии решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2007 N А07-10986/2007 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2004 N 27."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2010 г. N Ф09-4555/10-С2 по делу N А07-20392/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника