Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 апреля 2009 г. N А60-1139/2008-СР
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 г. N Ф09-10050/08-С2
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области к Муниципальному учреждению зравоохранения "Дегтярская городская больница", третьи лица: Министерство здравоохранения Свердловской области; Администрация городского округа Дегтярск, о взыскании денежной суммы в размере 2393959 рублей, использованных не по целевому назначению,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бессонова Л.О.- заместитель начальника, представитель по доверенности N 50 от 12.12.08 г., Червонящая Л.И., представитель по доверенности N 94 от 10.03.09 г. После перерыва: Бессонова Л.О.- заместитель начальника, представитель по доверенности N 50 от 12.12.08 г.
от заинтересованного лица: Лабутина Е.В., представитель по доверенности от 05.03.09 г.
от Администрации городского округа Дегтярск: Рылькова М.В., представитель по доверенности от 25.12.08г. N 3849.
Министерство здравоохранения Свердловской области направило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обязании заинтересованного лица восстановить на счет заявителя денежные средства в сумме 2393959 руб., использованные не по назначению, выявленные по акту плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ "Дегтярская городская больница" от 28.07.2005 г. или на счет обязательного медицинского страхования, открытый в МУЗ "Дегтярская городская больница".
МУЗ "Дегтярская больница требования не признало, в связи с чем, заявило встречное заявление и просит признать недействительным предписание Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области от 01.08.2005 N 25-07/472.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2008 года в удовлетворении требований об обязании МУЗ "Дегтярская Городская больница" восстановить на счет ТФОМС Свердловской области - использованные не по назначению денежные средства в сумме 2393959 руб., выявленные по акту плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 28.07.2005, отказано, а в части встречного заявления МУЗ "Дегтярская Городская больница" о признании недействительным предписания ТФОМС Свердловской области от 01.08.2005 N 25-07/472 производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2008 года решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 15 января 2009 года решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
В судебном заседании 03.04.2009 объявлен перерыв до 08.04.2009.
После перерыва заседание продолжено.
При новом рассмотрении суд установил:
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования по Свердловской области (с учетом изменения предмета заявленных требований в судебном заседании от 11 марта 2009 года) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о взыскании в свою пользу с МУЗ "Дегтярская городская больница" денежных средств в сумме 2393959 руб., использованных не по назначению, выявленных по акту плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ "Дегтярская городская больница" от 28.07.2005. В обоснование заявленных требований ТФОМС ссылается на статьи 12 и 24 Закона N 1499-01 от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-01), указывая в своем пояснении к ходатайству об изменении предмета требования от 20 марта 2009 года и в протоколе судебного заседания от 24 марта 2009 года на публично-правовой характер отношений между ТФОМС и МУЗ "Дегтярская городская больница", в которых заявитель выступает в качестве контролирующего органа за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования. Ссылка ТФОМС на статьи 2, 9 и 12 Гражданского кодекса РФ обусловлена необходимостью выбора способа защиты нарушенного права.
Третьими лицами на стороне МУЗ "Дегтярская городская больница" к участию в деле привлечены Администрация городского округа Дегтярск, Министерство здравоохранения Свердловской области.
МУЗ "Дегтярская городская больница" заявленные требования не признало, указав, что расходование денежных средств оно произвело не по целевому назначению не по своей вине, а вследствие недостаточного финансирования со стороны учредителя - Администрации городского округа Дегтярск. Сумму нецелевого финансирования в размере 2393959 рублей заинтересованное лицо не оспаривает, что отражено в протоколе судебного заседания от 3-8 апреля 2009 года. Заинтересованным лицом встречного требования о признании недействительным предписания 01.08.2005 N 25-07/472 не заявлено.
Администрация городского округа Дегтярск отзыв не предоставила, указав в судебном заседании от 3-8 апреля 2009 года на то обстоятельство, что средства, запрошенные МУЗ "Дегтярская городская больница" в 2003-2004 годах на ее содержание выделялись не в полной мере. В 2003 году вместо запрошенной суммы в размере 21784 тысяч рублей выделено 12823 тысяч рублей, а в 2004 году вместо 26639 тысяч рублей выделено 15422.3 тысяч рублей (справка N 153 от 25 марта 2009 года и N 1134 от 31 марта 2009 года). Недостаточное финансирование вызвано отсутствием средств в бюджете муниципалитета.
Министерство здравоохранения Свердловской области направило ходатайство о рассмотрении дела без своего представителя, указав в отзыве от 24 марта 2009 года на право ТФОМС по итогам комплексных ревизий и тематических проверок выносить предписания о необходимости возмещения в месячный срок средств, использованных не по целевому назначению.
Рассмотрев имеющиеся в деле и вновь представленные документы, суд считает заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
МУЗ "Дегтярская городская больница" является медицинским учреждением и получает средства обязательного медицинского страхования.
На основании приказа от 05.07.2005 N 217 ТФОМС Свердловской области в период с 11.07.2005 по 27.07.2005 проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ "Дегтярская городская больница" за период с 01.01.2003 по 30.06.2005, по результатам которой составлен акт проверки от 28.07.2005 (л.д. 8-33 т.1).
Согласно данному акту МУЗ "Дегтярская городская больница" в проверяемый период допущено неправомерное и нерациональное (нецелевое) использование денежных средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 3442304,5 руб.
ТФОМС Свердловской области вынесено предписание об устранении нарушений использования средств обязательного медицинского страхования от 01.08.2005 N 25-07/472, которым МУЗ "Дегтярская больница" предложено в срок до 01.09.2005 восстановить путем перечисления на счета заявителя использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 3442304,50 руб. (л.д. 34 т. 1)
Данное предписание получено заинтересованным лицом 10.08.2005.
Как было установлено при рассмотрении дела, на основании приказов ТФОМС от 07.10.2005 N 299 и от 26.12.2006 N 387 из очередных платежей ответчика было удержано 762507 руб. Впоследствии сумма нецелевого использования была уменьшена на 285838 руб. (письмо ТФОМС от 12.07.2006 N 25-07/323). На момент подачи заявления в Арбитражный суд Свердловской области 25 января 2008 года МУЗ "Дегтярская городская больница" надлежало восстановить на счете ТФОМС денежные средства в сумме 2393959 руб.
В период 2003-2007 годов правовая база медицинского страхования состояла из ряда нормативных актов Российской Федерации и Свердловской области, как субъекта Российской Федерации, а именно:
- Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1,
- Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 31.07.98 N 145-ФЗ,
- Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), утвержденного Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ,
- Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" от 29.07.98 N 857,
- Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательно медицинское страхование" от 11.10.93 N 1018,
- Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование" от 29.03.94 N 251,
- Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1,
- Типовых правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным фондом ОМС 3.10.2003 года (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.12.2003 года за N 5359),
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 года N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий гражданам РФ бесплатной медицинской помощи",
- Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.04 N 690 "О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2005 год",
- Указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" от 25.07.1996 года N 1095,
- Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным ФФОМС, Минздравом Российской Федерации, Минфином Российской Федерации в апреле 2001 года,
- Инструкции "О порядке проведения ТФОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования", утв. Приказом ФФОМС N 100 от 17.12.1998 года,
- Указаний по обеспечению рационального использования средств в системе обязательного медицинского страхования, утв. Приказом ФФОМС N 105 от 9.12.1999 года,
- Методических рекомендаций по проведению территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утв.Приказом ФФОМС N 2469/11 от 17.06.1997 года,
- Временного порядка работы с медицинскими учреждениями по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования и их восстановлению, утв. Приказом ТФОМС от 2.11.2000 N 257,
- Регламента взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования и ТФОМС Свердловской области, утв. Приказом ТФОМС N 81 от 30 марта 2007 года,
- Положения о порядке работы ТФОМС Свердловской области по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования и их восстановлению, утв. Приказом ТФОМС от 9.08.2007 N 196.
Кроме указанных выше нормативных актов, регламентирующих вопросы публично-правового характера, в сфере обязательного медицинского страхования действуют и элементы частных гражданско-правовых отношений, регулирование которых осуществляется в рамках заключаемых гражданско-правовых договоров. Исходя из общего содержания нормативных актов, регулирующих сферу правоотношений в области обязательного медицинского страхования, эти правоотношения по своей сути являются смешанными, составляют межотраслевой правовой институт.
Однако смешанность правоотношений отнюдь не исключает обязанности заявителя сформулировать предмет требований и те основания, которыми они обусловлены - либо они вытекают из гражданско-правовых, либо из публичных (административных) отношений.
Действующее законодательство устанавливает сложную экономическую конструкцию взаимоотношения субъектов обязательного медицинского страхования, к которым относятся гражданин (застрахованный), страхователь (работодатель или местный орган власти), страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Фонд обязательного медицинского страхования в Законе N 1499-1 не назван в качестве субъекта медицинского страхования, однако, несомненно, к нему относится, играет в этой экономической конструкции чрезвычайно важную роль - выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, является контролирующим финансовые потоки органом. Если в моделях обязательного медицинского страхования, используемых в Германии, Франции и других государствах Фонд напрямую оплачивает медицинским учреждениям (или возмещает застрахованным расходы) стоимость оказанных услуг, являясь монополистом в организации взаимодействия с медицинскими учреждениями, то российский Закон 1991 года ввел в систему медицинского страхования такое звено, как страховая медицинская организация, попытавшись этим создать конкурентную среду в области организации обязательного медицинского страхования. Конкуренция должна способствовать как уменьшению расходов на организацию страхования, так и благоприятно влиять на качество медицинских услуг.
Общая экономическая конструкция обязательного медицинского страхования сводится к следующему.
1. Страхователи перечисляют взносы (приравненные по своему правовому режиму к налоговым платежам в виде части ЕСН) в ФФОМС и ТФОМС.
2. Страховые медицинские организации выдают полисы застрахованным гражданам, заключая договоры со страхователями и с медицинскими учреждениями.
3. Медицинские учреждения оказывают застрахованным медицинские услуги и передают реестры пролечившихся в страховую медицинскую организацию, которая оплачивает все расходы медицинского учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования, получаемых страховой медицинской компанией от Фонда ОМС.
4. Фонды медицинского страхования как контролирующие органы, осуществляют надзор за рациональным использованием средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе проведения соответствующих ревизий и целевых проверок, а ФФОМС также осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования.
Система договорных отношений в обязательном медицинском страховании сводится к наличию трех видов договоров:
1. Договор обязательного медицинского страхования, заключаемый между страхователями и страховыми медицинскими организациями.
2. Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, заключаемый между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением.
3. Договор о финансировании обязательного медицинского страхования, заключаемый между ТФОМС и страховой медицинской организацией.
Таким образом, действующая в Российской Федерации на федеральном уровне схема отношений в системе не предусматривает никаких правовых и финансовых взаимоотношений между медицинскими учреждениями и Фондами обязательного медицинского страхования, кроме единственной обязанности медицинской организации - направлять Фонду копию отчета по медицинским услугам (п. 5.4. Типовых правил ОМС).
Данный вывод подтверждается и вышеперечисленным федеральным законодательством. Такая важная функция Фонда, как передача им средств страховым медицинским организациям не нашла прямого закрепления в Законе Российской Федерации о медицинском страховании граждан. Регулирование указанных отношений четко осуществляется в подзаконных нормативных актах - Положении о страховых медицинских организациях (п. 7), типовых правил ОМС (п. 4.1., 4.6., 4.7), Временном порядке финансирования_ (п. 8). Обязанность расчетов страховой медицинской организации с медицинским учреждением четко регламентирована ст. 27 указанного Закона, п. 5.3 и п. 5.7.Типовых правил ОМС.
В соответствии со ст. 26 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных субъектами медицинского страхования. Таким образом, к компетенции субъекта Российской Федерации вопросы регулирования ОМС не относятся (в отличии от общих вопросов здравоохранения в соответствии с Основами охраны здоровья граждан и ст. 72 Конституции). Такой же подход содержится во втором разделе 2 Программы государственных гарантий_, утв. Постановлением Правительства N 1096 Единственными нормативными актами субъекта Федерации, которые могут легально существовать в системе ОМС являются Территориальные программы обязательного медицинского страхования, разрабатываемые и утверждаемые Субъектом Федерации на основании Базовой программы в силу прямого указания Постановления Правительства N 1096. Таким образом, любые Положения Закона Свердловской области от 15 июля 1999 года N 21-ОЗ "О государственных гарантиях обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Свердловской области", который существовал в период 2003-2004 годов, где функции финансирования медицинских учреждений возлагаются минуя медицинские страховые организации на прямую на ТФОМС (ст. 15) противоречат федеральному законодательству и в силу ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут применяться Арбитражным судом при разрешении конкретного дела. Только с 1 апреля 2007 года на территории Свердловской области введена система финансирования медицинских учреждений через страховые медицинские организации (Приказ ТФОМС N 81 от 30 марта 2007 года).
Следовательно, последнее обстоятельство исключает возможность для арбитражного суда при определении прав и обязанностей сторон в рамках гражданско-правовых договоров руководствоваться их условиями, поскольку они напрямую противоречат законодательству Российской Федерации.
В то же время, из материалов дела следует, что 27.01.2003, 27.01.2004 заключены тарифные соглашения на оплату видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в рамках Территориальной программы ОМС населению Свердловской области на 2003, 2004 годы. Тарифное соглашение на 2004 год решением согласительной комиссии от 25.01.2005 пролонгировано до утверждения Тарифного соглашения на 2005 год (л.д. 72-90 т.3). Сторонами Тарифного соглашения являются следующие лица:
- Министерство здравоохранения свердловской области,
- Союз страховых организаций Свердловской области,
-Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области,
-Свердловский областной комитет профсоюзов работников здравоохранения.
МУЗ "Дегтярская городская больница" стороной Тарифного соглашения не является.
Согласно указанным тарифным соглашениям (статья 15), при выявлении ТФОМС фактов нецелевого использования медицинским учреждением средств обязательного медицинского страхования (на виды расходов, не указанные в тарифном соглашении) медицинское учреждение обязано восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению. В противном случае ТФОМС вправе удержать из очередных платежей медицинскому учреждению денежные средства в размере суммы, использованной не по назначению.
На основании указанных тарифных соглашений заключены 4-х сторонние договоры о выполнении Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2003 г. и 2004 г., сторонами которых являлись:
- Министерство здравоохранения свердловской области
- ТФОМС по свердловской области
- МУЗ "Дегтярская городская больница"
- Муниципальное образование "город Дегтярск" в лице финансового органа (ныне "городской округ Дегтярск)
В силу Договора МУЗ "Дегтярская городская больница" обязуется (пункт 2.4.8) обеспечить целевое и рациональное использование финансовых средств, полученных по указанным договорам, при выявлении случаев нецелевого использования финансовых средств восстановить сумму, использованную не по целевому назначению, а ТФОМС имеет право (статьи 2.7.1-2.7.4) контролировать целевое расходование средств и при выявлении случаев их нецелевого расходования удерживать эти средства из очередных платежей. В соответствии с пунктом 5.2 договора при выявлении нецелевого расходования средств договор может быть досрочно расторгнут.
Данные договоры являются гражданско-правовыми договорами, исполнение которых регулируется гражданским законодательством. На чисто гражданско-правовой характер указанных договоров указал и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела по иску Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования к лечебному учреждению "Стоматологическая клиника "АРС-Дент" о взыскании 4364955 рублей, использованных не по целевому назначению (Определение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4665/08 от 22 апреля 2008 года). В частности, Президиум указал, что "поскольку правоотношения сторон основаны на Договоре, то взыскание спорных денежных средств осуществлено судами в силу положений 2, 8 и 12 Гражданского Кодекса, а не в рамках Программы ОМС, как неосновательно считает заявитель (имеется в виду заявитель по заявлению о пересмотре дела в порядке надзора - лечебное учреждение "Стоматологическая клиника "АРС-Дент"). Неосновательной является и ссылка заявителя на то, что данный спор должен был быть рассмотрен судами в порядке административного, а не искового производства, подкрепленная нормами бюджетного законодательства".
Как уже указывалось выше, заявитель по настоящему делу - ТФОМС по Свердловской области основывает свои требования на нормах публичного законодательства, не ссылаясь на положения гражданско-правовых договоров, обосновывает свои права в рамках Программы обязательного медицинского страхования, которая является нормой административного права. ТФОМС и не может ссылаться на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку первоначально требования заявлены со ссылкой на статью 189 АПК РФ как "обязать МУЗ "Дегтярская городская больница" исполнить требования предписания ТФОМС по Свердловской области от 1 августа 2005 года N 25-07/472 в течение 30-ти дней со дня вынесения решения". В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе изменить либо предмет, либо основание иска. Одновременное изменение предмета и оснований приводит к новому иску, что не допустимо. Следовательно, требования ТФОМС не могут быть удовлетворены в рамках гражданско-правовых отношений, и суд может их рассматривать только в рамках публичного права.
В соответствии с ч. 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации при нецелевом использовании бюджетных средств допускаются следующие меры публично-правового воздействия: административная ответственность должностных лиц; изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; а также привлечение к уголовной ответственности при наличии состава преступления.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, каковым является и ответчик по настоящему спору, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 20, 23 Закона медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен порядок контроля за качеством медицинской помощи и использованием страховых средств. В силу ст. 27 Закона медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.
Исходя из буквального толкования положений данного Закона, поскольку ответственность за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями законодательно не установлена, может иметь место лишь ответственность за нарушение условий заключенных договоров. Так, в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты на оказание медицинских услуг, поскольку нецелевое использование средств подтверждает наличие нарушения обязательств в части объема оказанных услуг, не обеспечивающего размера встречного обязательства по их оплате.
Что касается правомочий ТФОМС на удержание из очередных платежей медицинскому учреждению в размере суммы, использованной не по назначению, то это право вытекает из актов и договоров, заключаемых на уровне субъекта Российской Федерации, которое, как указывалось выше, несколько отличается от законодательства федерального уровня.
Во "Временном порядке работы с медицинскими учреждениями_", утв. ТФОМС Приказом N 257 от 2.11.2000 года в пункте 2 раскрывались меры, применяемые к медицинскому учреждению, допустившему нецелевое расходование средств, конкретно:
- направление Предписания в медицинское учреждение об устранении нарушений,
- информирование Министерства здравоохранения и органов местного самоуправления о фактах нарушений,
- удержание из очередных платежей медицинскому учреждению денежных средств в размере суммы, использованной не по целевому назначению,
- при необходимости, направление материалов проверки в правоохранительные органы.
В Письме ФФОМС N 5121/01 от 25.10.2005 года "О применении Приказа ФФОМС N 105 от 09.12.19999 года "Об обеспечении рационального использования средств_" указано, что "при осуществлении функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и выявление их нецелевого использования, ТФОМС принимают меры по их восстановлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации порядком. В случае отказа в восстановлении средств обязательного медицинского страхования ТФОМС информируют органы исполнительной власти и прокуратуру субъекта Российской Федерации о неисполнении действующего в системе обязательного медицинского страхования законодательства".
В "Положении о порядке работы ТФОМС Свердловской области по устранению нарушений_", утв. Приказом ТФОМС N 196 от 9.08.2007 года в пункте 2 указано, что "по результатам проверки ТФОМС направляет медицинскому учреждению предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором указываются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств обязательного медицинского страхования. Восстановление средств возможно двумя путями:
- либо на счете обязательного медицинского страхования, открытом в медицинском учреждении с последующим использованием данных средств на цели, предусмотренные Программой обязательного медицинского страхования,
- либо на счете ТФОМС.
Контрольно-ревизионное управление, по истечении срока исполнения предписания, ставит в известность об этом исполнительного директора и готовит совместно с правовым управлением материалы дела для направления в прокуратуру. Если по материалам дела, переданным в прокуратуру, не принято мер прокурорского воздействия, Фонд вправе в судебном порядке предъявить иски медицинским учреждениям о восстановлении средств обязательного медицинского страхования".
Таким образом, ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта Российской Федерации не предоставляет ТФОМС права на подачу иска в суд о взыскании денежных средств с медицинского учреждения, использованного им не по целевому назначению.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском в арбитражный суд в случае, предусмотренном федеральным законом.
Как выше установлено, федеральное законодательство не предусматривает для ТФОМС, как субъекта публичного права, возможности на обращение в арбитражный суд с иском о взыскании в пользу ТФОМС средств, израсходованных не по целевому назначению.
Следовательно, ТФОМС следует в удовлетворении его требований, как контролирующего органа о взыскании сумм нецелевого использования отказать.
Суд считает необходимым также отметить, что заявления о восстановлении средств обязательного медицинского страхования может быть подано в арбитражный суд в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев, как заявителю стало известно о невыполнении его предписания.
Руководствуясь ст.ст. 110, 132, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении требований ТФОМС Свердловской области о взыскании с МУЗ "Дегтярская Городская больница" 2393959 руб., использованных не по целевому назначению - отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://l7aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 апреля 2009 г. N А60-1139/2008-СР
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника