Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 мая 2009 г. N Ф09-3612/09-С1
Дело N А76-22544/2008-50-611/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2011 г. N Ф09-368/11-С2 по делу N А76-8285/2010-25-361
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу учреждения Администрация муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - администрация сельского поселения Новый Кременкуль) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2009 по делу N А76-22544/2008-50-611/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель администрации сельского поселения Новый Кременкуль - Ратанова М.Н. (доверенность от 12.01.2009 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее - управление Федерального казначейства) поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация сельского поселения Новый Кременкуль обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Финансового отдела администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - финансовый отдел администрации Сосновского района) и управления Федерального казначейства по списанию денежных средств с лицевого счета администрации сельского поселения Новый Кременкуль в размере 33101896 руб. 16 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятого судом первой инстанции).
Третьи лица: администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
Решением суда от 13.01.2009 (судья Ваганова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация сельского поселения Новый Кременкуль просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом администрация сельского поселения Новый Кременкуль указывает на ошибочность выводов судов об отсутствии в данном случае нарушений прав и охраняемых законом интересов администрации сельского поселения Новый Кременкуль в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В представленном в Федеральный арбитражный суд Уральского округа отзыве администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит в удовлетворении требований кассационной жалобы администрации сельского поселения Новый Кременкуль отказать в полном объеме.
В представленном в Федеральный арбитражный суд Уральского округа отзыве финансовый отдел администрации Сосновского района просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, в удовлетворении требований кассационной жалобы администрации сельского поселения Новый Кременкуль отказать.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Сосновского муниципального района от 13.02.2008 N 125/1 "О закреплении полномочий по осуществлению функций администрирования доходов Сосновского муниципального района на 2008 год" финансовый отдел администрации Сосновского района наделен полномочиями главного администратора неналоговых доходов районного бюджета и бюджетов поселений в части принятия решений о зачете или возврате плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Между финансовым отделом администрации Сосновского района и управлением Федерального казначейства заключено соглашение от 20.12.2006 N 542 по информационному взаимодействию.
Из содержания п. 1 ст. 18 Устава муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль следует, что администрация сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления поселения.
Между муниципальным образованием Сосновский муниципальный район Челябинской области (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Технополис" (арендатором) заключен договор от 04.10.2006 N 108/2006 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 2865400 кв.м, с кадастровым номером 74:19:11 04 001:0038, расположенного в границах поселения Новый Кременкуль, на срок с 04.10.2006 по 04.10.2054.
Соглашением от 06.06.2007 о замене стороны по договору от 04.10.2006 N 108/2006 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, общество с ограниченной ответственностью "Технополис" передало права арендатора по данному договору обществу с ограниченной ответственностью "РСГ - Южный Урал".
Платежными поручениями от 07.06.2007 N 187 и от 24.09.2007 N 335 арендная плата в сумме 66620000 руб. за весь срок аренды перечислена арендатором на Единый казначейский счет управления Федерального казначейства.
В соответствии с положениями ст. 62 Бюджетного кодекса доходы от передачи в аренду земельного участка подлежали зачислению в бюджет Сосновского района по нормативу 50% и в бюджет муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль - по нормативу 50%.
Решением схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль от 16.10.2007 N 39 "Об уточнении бюджета муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль на 2007 год" внесены изменения в приложения 1 и 2 к Решению схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль от 14.11.2006 N 75, утвердившее бюджет поселения на 2007 г. с учетом поступившей суммы арендной платы за спорный земельный участок.
Решением схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль от 25.12.2007 N 42 дано согласие на изменение границы муниципального образования Сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области в части спорного земельного участка.
Законом Челябинской области от 24.04.2008 N 259-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе" спорный земельный участок включен в границы другого муниципального образования - Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Челябинской области от 24 июня 2004 г. N 246-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе"
Общество с ограниченной ответственностью "РСГ - Южный Урал" обратилось к главе Сосновского муниципального района с заявлением о возврате арендной платы по договору аренды земельного участка в сумме 66442618,04 руб.
Между муниципальным образованием Сосновский муниципальный район Челябинской области (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "РСГ - Южный Урал" (арендатором) 07.06.2008 заключено дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка от 04.10.2006 N 108/2006.
Согласно указанному дополнительному соглашению от 07.06.2008 N 3 п. 1.1 договора аренды земельного участка от 04.10.2006 N 108/2006 изложен в следующей редакции: арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:19:11 04 001:0038, находящийся в Челябинской области, Сосновский район, территория Кременкульского поселения, для сельскохозяйственного использования в границах, указанных в плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 2865400 кв.м, без права передачи в субаренду.
При этом стороны признают, что плата за пользование указанным земельным участком в период с 06.06.2007 до 05.05.2008 составляет 177381 руб. 96 коп. Денежные средства в размере 66442618 руб. 04 коп. подлежат возврату арендатору.
Согласно п. 2 распоряжения Главы Сосновского муниципального района от 11.06.2008 N 749 "О перерасчете арендной платы по договору N 108/2006 аренды земельного участка от 04.10.2006 года" финансовому отделу администрации Сосновского района предписано произвести возврат денежных средств согласно представленных документов и обеспечить контроль за поступлением денежных средств в соответствии с дополнительным соглашением от 07.06.2008 N 3.
Финансовый отдел администрации Сосновского района 15.06.2008 вынес распоряжение N 10 о возврате обществу с ограниченной ответственностью "РСГ - Южный Урал" поступлений в сумме 66442618 руб. 04 коп. На возврат указанной суммы в управление Федерального казначейства направлено платежное поручение от 20.06.2008 N 10.
В соответствии с указанным платежным поручением от 20.06.2008 N 10 управление Федерального казначейства произвело возврат денежных средств, в том числе 50% от указанной суммы - из бюджета муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль.
Считая, что действия финансового отдела администрации Сосновского района и управления Федерального казначейства по списанию денежных средств с лицевого счета администрации сельского поселения Новый Кременкуль в размере 33101896 руб. 16 коп. являются незаконными и нарушают права администрации сельского поселения Новый Кременкуль в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, администрация сельского поселения Новый Кременкуль обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из несоответствия оспариваемых действий финансового отдела администрации Сосновского района и управления Федерального казначейства требованиям действующего законодательства, но отсутствия при этом нарушений прав и охраняемых законом интересов администрации сельского поселения Новый Кременкуль в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов о том, что незаконными действиями финансовых органов права и законные интересы местного бюджета не нарушены.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Согласно п. 5 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Из содержания п. 17 указанного Порядка учета следует, что возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации на соответствующий год, а также законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, предоставленными в орган Федерального казначейства финансовыми органами. Недостаточность поступлений в какой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для перечисления органом Федерального казначейства средств, необходимых для осуществления возврата (возмещения) с единых счетов соответствующих бюджетов на счет органа Федерального казначейства. В случае недостаточности средств на каком-либо едином счете бюджета возврат осуществляется в последующие дни исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты, и сумм, привлекаемых с единых счетов бюджетов, в соответствии с нормативами распределения между бюджетами.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
Пунктом 2 ст. 40 Бюджетного кодекса предусмотрено, что денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Бюджетного кодекса отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что финансовый отдел администрации Сосновского района распоряжение от 15.06.2008 N 10 о возврате обществу с ограниченной ответственностью "РСГ - Южный Урал" 66442618 руб. 04 коп. вынес на основании распоряжения Главы Сосновского муниципального района от 11.06.2008 N 749 "О перерасчете арендной платы по договору N 108/2006 аренды земельного участка от 04.10.2006 года".
Управление Федерального казначейства на основании направленного в его адрес платежного поручения от 20.06.2008 N 10 произвело возврат денежных средств в размере 50% от указанной суммы из бюджета муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль.
При этом судами при рассмотрении спора по существу установлено, что соглашение между администрацией сельского поселения Новый Кременкуль и администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области (финансовым отделом администрации Сосновского района) на осуществление отдельных бюджетных полномочий отсутствует.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку у финансового отдела администрации Сосновского района и управления Федерального казначейства полномочия по распоряжению денежными средствами администрации сельского поселения Новый Кременкуль отсутствуют, оспариваемые действия финансового отдела администрации Сосновского района и управления Федерального казначейства по списанию денежных средств с лицевого счета администрации сельского поселения Новый Кременкуль в размере 33101896 руб. 16 коп. требованиям действующего законодательства не соответствуют.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса самостоятельность бюджетов является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип в силу положений ст. 31 Бюджетного кодекса состоит в наличии у органов местного самоуправления исключительного права на самостоятельное распоряжение средствами утвержденного в установленном порядке местного бюджета и недопустимости изъятия доходов конкретного бюджета иначе, чем в порядке, установленном законом.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов об отсутствии в данном случае нарушений прав и охраняемых законом интересов администрации сельского поселения Новый Кременкуль в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции с учетом установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств по делу приходит к выводу, что нарушение прав и законных интересов администрации сельского поселения Новый Кременкуль в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в данном случае выразилось именно в том, что списание денежных средств из бюджета муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль произведено с нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что каждый субъект бюджетных правоотношений (в данном случае администрация сельского поселения Новый Кременкуль) имеет право на то, чтобы действия, совершаемые третьими лицами и затрагивающие интересы непосредственно самого субъекта, соответствовали требованиям действующего законодательства.
Те обстоятельства, что в связи с исключением спорного земельного участка из состава муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль оснований для получения арендной платы за период с 05.05.2008 в бюджет муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль не имелось, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии в данном конкретном случае нарушений прав и охраняемых законом интересов администрации сельского поселения Новый Кременкуль, установленных нормами Бюджетного кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемые действия финансового отдела администрации Сосновского района и управления Федерального казначейства требованиям действующего законодательства не соответствуют и нарушают права и законные интересы администрации сельского поселения Новый Кременкуль в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, основания для удовлетворения заявленных администрацией сельского поселения Новый Кременкуль требований и признания действий финансового отдела администрации Сосновского района и управления Федерального казначейства по списанию денежных средств с лицевого счета администрации сельского поселения Новый Кременкуль в размере 33101896 руб. 16 коп. незаконными имеются.
Поскольку фактические обстоятельства дела судами установлены достаточно полно, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2009 по делу N А76-22544/2008-50-611/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Действия финансового отдела администрации Сосновского муниципального района Челябинской области и Управления Федерального казначейства по Челябинской области по списанию с лицевого счета учреждения Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области денежных средств в размере 33101896 рублей 16 копеек признать незаконными, не соответствующими п. 4 ст. 9, ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса самостоятельность бюджетов является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип в силу положений ст. 31 Бюджетного кодекса состоит в наличии у органов местного самоуправления исключительного права на самостоятельное распоряжение средствами утвержденного в установленном порядке местного бюджета и недопустимости изъятия доходов конкретного бюджета иначе, чем в порядке, установленном законом.
...
Те обстоятельства, что в связи с исключением спорного земельного участка из состава муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль оснований для получения арендной платы за период с 05.05.2008 в бюджет муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль не имелось, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии в данном конкретном случае нарушений прав и охраняемых законом интересов администрации сельского поселения Новый Кременкуль, установленных нормами Бюджетного кодекса.
...
Действия финансового отдела администрации Сосновского муниципального района Челябинской области и Управления Федерального казначейства по Челябинской области по списанию с лицевого счета учреждения Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области денежных средств в размере 33101896 рублей 16 копеек признать незаконными, не соответствующими п. 4 ст. 9, ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2009 г. N Ф09-3612/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника