Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 мая 2009 г. N А60-6825/2009-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2009 г. N Ф09-8893/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2009 г. N 17АП-6364/09
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2009 г. N 17АП-6222/09
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2009 года
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе, при ведении протокола судебного заседания помощником,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кооператор" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области третьи лица: индивидуальные предприниматели Чистов А.В. и Гайнутдинов Ф., Региональная энергетическая комиссия Свердловской области о признании недействительными решения 23.12.2008 по делу N 23 и предписания от 23.12.2008,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А. Костенко, адвокат по доверенности от 14.01.09, А.А. Петера, представителя по доверенности от 01.04.09;
от заинтересованного лица: А.В. Жукова, представителя по доверенности от 08.08.08, Крашенинникова С.С., представителя по доверенности от 11.09.08;
от третьего лица:, Чистова А.В., предпринимателя;
от РЭК.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены, в том числе право на отвод. Отводов составу суда не заявлено.
Определением суда от 21.04.2009 по ходатайству заинтересованного лица к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Чистов А.В. и Гайнутдинов Ф., Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
Определением от 30.04.2009 рассмотрение дела отложено на 28.05.2009 в связи с неявкой в судебное заседание третьего лица Гайнутдинова Ф. и отсутствием в материалах дела сведений о его надлежащем извещении.
От РЭК Свердловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьего лица.
Общество с ограниченной ответственностью "Кооператор" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Кооператор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительными решения от 23.12.2008 по делу N 23 и предписания от 23.12.2008, выданного на основании оспариваемого решения, ссылаясь на отсутствие конкурентных отношений между ООО "Кооператор" и ИП Чистовым А.В., по чьей жалобе было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, на недоказанность материалами дела факта осуществления заявителем деятельности по поставке электроэнергии, а также установления цен на электроэнергию. Кроме того, заявитель указывает на процессуальные нарушения, допущенные при вынесении оспариваемого решения от 23.12.2008, в частности, по мнению Общества, антимонопольным органом нарушен срок рассмотрения дела, установленный ст. 45 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило, полагая, что оспариваемые акты вынесены законно и обоснованно.
Третье лицо ИП Чистов поддержал антимонопольный комитет.
РЭК по СО в представленном отзыве сослалось на то, что для установления порядка ценообразования в ООО "Кооператор" необходимо провести соответствующую проверку в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы от 06.06.2007 N 88 на основании обращений индивидуального предпринимателя Чистова А.В. (вход. N 01-1213 от 11.04.2007) и индивидуального предпринимателя Гайнутдинова Ф. (вхд.N 01-1297 от 18.04.2007) в отношении ООО "Кооператор" возбуждено дело N 23 по признакам нарушения антимонопольного 12048517.1001законодательства, в частности п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в технологически не обоснованном прекращении энергоснабжения объектов принадлежащих Чистову А.В., что прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, судебными актами и ущемляет интересы Чистова А.В.; ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении невыгодных и необоснованных условий в договор N 9\03-07 от 26.03.2007 на возмещение расходов, связанных с использованием коммунальных и эксплуатационных расходов за нежилые помещения, а именно: требований о передаче финансовых средств (выставление пользователям необоснованных сумм на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг); навязывание контрагентам невыгодных условий (оплата дополнительных площадей собственниками нежилых помещений Чистовым А.В. и гр. Гайнутдиновым Ф. в торговом центре "Буревестник", находящегося по адресу г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28 "А"), путем необоснованного ограничения тепло и энергоснабжения и препятствовании собственнику в доступе к его помещению).
Определением от 06.06.2007 дело N 23 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 03.07.2007. В ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства дело неоднократно было отложено и приостанавливалось на основаниях и в порядке, предусмотренном ст. ст. 45, 47 Федерального закона "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела 23.12.2008 комиссией Управления ФАС Свердловской области принято решение, которым в действиях ООО "Кооператор" признан факт нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в нарушении Обществом порядка ценообразования, приведшего и могущего привести к технологически и иным образом не обоснованному прекращению электроснабжения объектов, принадлежащих ИП Чистову А.В. И ИП Гайнутдинову Ф., что ущемляет интересы последних.
На основании указанного решения антимонопольным органом в адрес ООО "Кооператор" вынесено предписание от 23.12.2008, в котором Обществу предписано прекратить нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", путем не предъявления предпринимателям-заявителям требования оплаты в любом виде за переток электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ООО "Кооператор", до установления тарифов Региональной энергетической комиссией Свердловской области в течении 10 дней с момента получения настоящего акта.
Не согласившись с названными решением и предписанием, ООО "Кооператор" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению при этом суд исходит из следующего.
Антимонопольный орган в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту -Закон о защите конкуренции) уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе: создания дискриминационных условий для деятельности отдельных субъектов розничного рынка; злоупотребления доминирующим положением на розничном рынке.
В силу п. 4.1.1. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324, к полномочиям территориального органа отнесено, в том числе осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Пункт 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, оспариваемое решение принято Управлением ФАС по Свердловской области в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии.
Под деятельностью по передаче электрической энергии в статье 3 Закона об электроэнергетике понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.
Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229) к оборудованию, непосредственно используемому для производства, передачи, преобразования и распределения электрической энергии, относятся электротехническое оборудование, непосредственно участвующее в указанных технологических процессах, а также основные здания и сооружения генерирующих и электросетевых организаций. Ни к генерирующей, ни к электросетевой организации ООО "Кооператор" не относится.
Часть 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике и п. 6 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства и требовать за это плату.
Как следует из материалов дела, на основании акта N 455 государственной приемочной комиссией принят в эксплуатацию законченный строительством объект - Торговый комплекс "Буревестник", находящийся по ул. Белореченская, д. 28 в г. Екатеринбурге, общая площадь которого составляет 4 233, 7 кв.м.
ООО "Кооператор" согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 66АВ N 487211 от 25.12.2006 принадлежат на праве собственности нежилые помещения (литер А), номер на плане: 1 этаж - помещения N N 7-9, 10, 10а, 30, 31, 32, 45, 46, 2 этаж - помещения N N 5-17, 19-51, 3 этаж - помещения N N 5,6,6а,7-11,16,17,19,22,23,23а,24-27, подвал-помещения N 24, технический этаж - помещение N 1, общей площадью 1 218, 3 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28а (кадастровый (или условный) номер: 66-66-01\233\2006-657.
Чистову А.В. на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежит нежилое помещение (литер А), общей площадью 129 кв.м, расположенное по адресу: г, Екатеринбург, ул. Белореченская, д. 28а, номер на плане: 3 этаж - помещение N 21 (кадастровый (условный) номер 66:01/01:00:92:28а:03), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.10.2005 серии 66 АБ N 895026.
Из содержания технического паспорта торгового комплекса от 28.02.2006 и данных технического учета ЕМУП "БТИ" от 12.09.2008 N 6686, следует, что в состав помещений ООО "Кооператор" входят, в частности, так называемые помещения вспомогательного использования (коридоры, лестницы, лестничные клетки, туалетные комнаты, санузлы, технические помещения, лифтовые холлы и т. д.).
Соглашением от 25.12.2006, подписанным между ООО "Выбор - XXI" (бывший управляющий) и ООО "Кооператор" (управляющий), установлено, что ООО "Выбор -XXI" передает, а ООО "Кооператор" принимает все узлы коммунального и эксплуатационного снабжения, а также энергоснабжения объекта недвижимого имущества в виде торгового комплекса "Буревестник", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 28а, перечень оборудования и его количество отражено в приложении N 1 к соглашению от 25.12.2006.
Право собственности у передающей стороны ООО "Выбор - XXI" на передаваемое оборудование возникло на основании акта ввода в эксплуатацию данного объекта недвижимости, как у застройщика объекта.
Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что указанным соглашением бывший управляющий передает управляющему все функции управляющей компании объектом недвижимости в виде ТК "Буревестник", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 28а.
В соответствии с п. 3, п. 4 соглашения на ООО "Кооператор" возложена обязанность самостоятельно нести расходы по содержанию торгового комплекса "Буревестник" и при необходимости возмещать ООО "Выбор -XXI" расходы по договорам на предоставление коммунальных услуг
ООО "Кооператор" с собственниками помещений в здании по ул. Белореченская, д. 28А заключаются договоры на возмещение расходов, связанных с использованием коммунальных и эксплуатационных услуг.
По договору N 9\03-07 от 26.03.2007 г. на возмещение расходов, связанных с использованием коммунальных и эксплуатационных услуг между ООО "Кооператор" (управляющий) и ИП Чистовым А.В. (пользователь) управляющий обеспечивает предоставление, а пользователь возмещает расходы, связанные с использование коммунальных и эксплуатационных услуг за нежилое помещение (строение), расположенное в ТК "Буревестник".
Пунктом 1.1 Договора установлено, что в связи с необходимостью пользователя использовать дополнительные площади для прохода (проезда) к своему объекту (в том числе третьих лиц), использовать лифт, коридоры, санитарные, складские и иные хозяйственные помещения (в соответствии с заключением БТИ о выделении нежилого помещения отдельным объектом недвижимости), пользователь обязан возмещать расходы, связанные с использованием коммунальных и эксплуатационных услуг также дополнительно за 90 кв.м.
Согласно п. 2.2.2. Договора Пользователь обязан принимать участие в оплате общих для всего ТК "Буревестник" расходах по управлению, эксплуатации и текущему ремонту строения пропорционально площади занимаемого помещения (строения), исходя из объема и перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, а также оплачивать коммунальные услуги.
ООО "Кооператор" выполняет функции, связанные с обслуживанием и ремонтом, в том числе капитальным ремонтом строения, его инженерного оборудования (п. 2.3.1. Договора). Согласно п. 2.3.10. Договора, "Общество производит капитальный ремонт собственного недвижимого имущества контрагентов, входящего в состав Торгового комплекса "Буревестник", связанный с общим капитальным ремонтом Торгового комплекса "Буревестник". Указанный ремонт выполняется одновременно с капитальным ремонтом всего строения, но за счет контрагентов".
Согласно п.2.3.2 Договора Управляющий обязан обеспечить снабжение пользователя коммунальными и эксплуатационными услугами, указанными в Приложении к Договору.
В Приложении N 1 к Договору, в стоимость коммунальных и эксплуатационных услуг включена в частности следующая услуга: "Капитальный ремонт оборудования теплового узла, насосной, венткамер, электрощитовых и т. д.".
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения (п. 1), а система коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (п.2).
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об электроэнергетике, Федеральным законом N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно п. 19 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию;
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере государственного регулирования тарифами является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (Постановление ФЭК РФ от 19 декабря 2001 г. N 75/4 "О согласовании положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области", утв. Указом Губернатора Свердловской области от 31 августа 2004 г. N 619-УГ).
Тариф на передачу электрической энергии для ООО "Кооператор" Региональной энергетической комиссии Свердловской области установлен не был.
На основании ст. 5 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п.п.5, 6 п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.03.2004 N 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов", п.п.1 п.9 и п.п.8 п. 9 Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области в Свердловской области государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на услуги, товары и продукцию, на которые установлено государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) и контроль за соблюдения действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и применению регулируемых цен и тарифов на территории Свердловской области осуществляет Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области.
Вместе с тем ни оспариваемое решение, ни предписание в адрес РЭК Свердловской области не направлялись.
Таким образом, из совокупности материалов дела и пояснений сторон суд усматривает, что ООО "Кооператор", как собственник вспомогательных помещений в торговом комплексе "Буревестник", принял на себя обязательства по организации и обеспечению торгового комплекса (в целом), в том числе и торговых площадей истцов, коммунальными и эксплуатационными услугами, необходимыми для использования торговых помещений по их прямому назначению.
Предоставление данных услуг именно заявителем обусловлено тем, что торговый комплекс имеет единую систему инженерных коммуникаций, а в собственности ООО "Кооператор" находятся вспомогательные помещения и оборудование, необходимые для обеспечения жизнедеятельности торгового комплекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд полагает, что антимонопольным органом факт нарушения ценообразования, без подтверждения указанного факта соответствующей проверкой не доказан.
ООО "Кооператор" не имеет правового статуса энергоснабжающей организации. Контрагентам счетов на "поставляемую" энергию не предъявляет. Осуществляет фактически полное функциональное обслуживание всего торгового комплекса "Буревестник".
Кроме того суд отмечает, что заинтересованным лицом нарушен общий срок рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, установленный статьей 45 ФЗ N 135 "О защите конкуренции" Дело возбуждено на основании приказа от 06.06.2007 г. Решение по делу принято 23декабря 2008 г. Даже с учетом приостановления производства по делу, общий срок рассмотрения составил более семи месяцев.
По вышеизложенным основаниям оспариваемое предписание по делу N 23 о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ О защите конкуренции", путем не предъявления заявителям требования оплаты в любом виде за переток электрическойэнергиитакже следует признать недействительным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о том, что требования ООО "Кооператор" следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования ООО "Кооператор" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение N 23 Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23.12.2008 г.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23.12.2008 г.
3. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в пользу ООО "Кооператор" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000руб., уплаченной платежными поручениями N 44 от 17.02.09 и N 91 от 22.04.09
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2009 г. N А60-6825/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2009 г. N Ф09-8893/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения