Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 июня 2009 г. N Ф09-4010/09-С3
Дело N А07-1393/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2011 г. N Ф09-7074/10 по делу N А07-23179/2004
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2011 г. N 18АП-6384/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2011 г. N Ф09-916/11-С3 по делу N А07-17116/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2010 г. N Ф09-7074/10-С4 по делу N А07-23179/2004
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2010 г. N Ф09-7074/10-С4 по делу N А07-23179/2004
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Анненковой Г.В., судей Гусева О.Г., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.03.2009 по делу N А07-1393/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.09.2008 N 56266 о приостановлении операций по счетам общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакский кожевенно-обувной комбинат" (далее - общество) в банке.
Решением суда от 24.03.2009 (судья Гималетдинова А.Р.) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права (ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее -Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
По мнению инспекции, осуществление принудительного исполнения требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения. Кроме того, инспекция полагает, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ из ст. 142 Закона о банкротстве исключены положения, которые являлись основанием для вынесения судебных решений о неправомерности применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве.
В представленном отзыве прокуратура возражает против доводов, изложенных в жалобе, считает судебный акт законным и обоснованным.
Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.08.2005 по делу N А07-23179/04-Г-АДМ общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В связи с неисполнением обществом требования от 08.08.2008 N 102850 об уплате налога в срок до 29.08.2008 инспекцией принято решение от 04.09.2008 N 56266 о приостановлении операций по счетам общества.
Прокуратура, полагая, что названный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов применен инспекцией с нарушением действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, применив положения ст. 126, 142 Закона о банкротстве, п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", пришел к выводу о недействительности оспариваемого решения инспекции, ограничивающего общество, в отношении которого открыто конкурсное производство, в распоряжении денежными средствами.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Статьей 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания, содержащегося в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Таким образом, инспекция в период конкурсного производства не вправе осуществлять предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате налогов сборов. Вопрос о взыскании с должника указанных платежей должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что сумма задолженности, взыскиваемая инспекцией, возникла со сроком уплаты до 29.08.2008 (требование от 08.08.2008 N 102850), то есть после признания общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.
Инспекция не вправе применять способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в период конкурсного производства в порядке, предусмотренном ст. 76 Кодекса, поскольку вопрос о взыскании с должника указанных платежей должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве.
При таких обстоятельствах суд, установив, что у инспекции основания для применения каких-либо ограничений в распоряжении денежными средствами должника, в отношении которого объявлено конкурсное производство отсутствовали, правомерно удовлетворил требования прокуратуры.
Основания для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод инспекции о том, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ из Закона о банкротстве исключены положения, которые препятствовали инспекции производить взыскание задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве, судом кассационной инстанции отклоняется в связи с тем, что Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 4 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
С момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, положения Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
Кроме того, из содержания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве в новой редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ следует, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве (с изменениями и дополнениями) для целей данного Федерального закона уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба с момента ее образования определена уполномоченным органом.
Таким образом, суд кассационной инстанции отмечает, что существенных изменений, допускающих принудительное взыскание инспекцией обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, в ст. 142 Закона о банкротстве не внесено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.03.2009 по делу N А07-1393/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 2 Закона о банкротстве (с изменениями и дополнениями) для целей данного Федерального закона уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба с момента ее образования определена уполномоченным органом.
Таким образом, суд кассационной инстанции отмечает, что существенных изменений, допускающих принудительное взыскание инспекцией обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, в ст. 142 Закона о банкротстве не внесено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2009 г. N Ф09-4010/09-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника