Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 июля 2009 г. N Ф09-4471/09-С6
Дело N А07-13042/2008-А-БСА
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2010 г. N Ф09-9896/10-С6 по делу N А07-314/2010
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2009 г. N 18АП-7832/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Купреенкова В.А., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Уфа" Республики Башкортостан (далее - администрация г. Уфы) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А07-13042/2008-А-БСА Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Уфы - Байбулатов И.Р. (доверенность от 02.09.2008 N 1/2373-13);
Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Уфы (далее - Главархитектура) - Московская Н.Л. (доверенность от 10.02.2009 N 7-813/юр).
Обществом с ограниченной ответственностью "Визит" (далее - общество "Визит") заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению, так как в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, в связи с чем присутствие в судебном заседании суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не является обязательным.
Общество "Визит" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Уфы, не рассмотревшей заявление общества "Визит" от 29.01.2008 в предусмотренный законодательством срок; о признании незаконным отказа администрации г. Уфы в предоставлении обществу "Визит" за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:0004, занятого принадлежащими заявителю на праве собственности объектами недвижимости дорожного комплекса "Белая река", расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, на 1473 км автодороги "Самара -Уфа - Челябинск", содержащегося в письме от 02.06.2008 N 01-02-10056/11; а также об обязании администрации г. Уфы предоставить указанный земельный участок в собственность общества "Визит" в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Главархитектура.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2008 (судья Боброва С.А.) в удовлетворении заявленных требований обществу "Визит" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 (судьи Баканов В.В., Ермолаева Л.П., Соколова Т.В.) решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования удовлетворены частично. Решение администрации г. Уфы об отказе в предоставлении обществу "Визит" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:0004, занятого принадлежащими заявителю на праве собственности объектами недвижимости дорожного комплекса "Белая река", расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, на 1473 км автодороги "Самара - Уфа - Челябинск", содержащееся в письме от 02.06.2008 N 01-02-10056/11, признано недействительным и не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации. На администрацию г. Уфы возложена обязанность в течение 15 дней с момента вынесения судебного акта подготовить и направить в адрес общества "Визит" проект договора о предоставлении за плату названного земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:0004.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Уфы просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции ст. 36, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель, при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка обществом "Визит" не были предоставлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении земельного участка. Так, обществом не был приложен кадастровый план испрашиваемого участка, а также документы, подтверждающие нахождение на этом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих истцу. Кроме того, администрация г. Уфы ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок включает в себя земли общего пользования и часть данного участка находится за границами красных линий, что не позволяет предоставить его обществу "Визит" в заявленных границах. Заявитель также считает необходимым привлечь к участию в деле Федеральное государственное учреждение "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства", права которого затронуты обжалуемым судебным актом.
Как установлено судами, обществу "Визит" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости дорожного комплекса "Белая река" - коттеджи для отдыха, предприятие общественного питания, склад, котельная, расположенные в Октябрьском районе г. Уфы, 1473 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.06.2005 серии 04 ААN 101270, 101273, 101272, 101271, 101269.
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка, выданного Управлением Роснедвижимости Республики Башкортостан 28.04.2008 N 2255/08-10-0385, земельный участок площадью 8108 кв.м с кадастровым номером 02:55:040601:4 и местоположением относительно ориентира Октябрьский район г. Уфы, совхоз "Россия", рядом с автодорогой Самара-Уфа-Челябинск, расположенного в границах участка, находится в государственной собственности и имеет разрешенное использование - для строительства автомойки с магазином сопутствующих товаров и автостоянкой транзитного транспорта.
Согласно п. 3 Градостроительного заключения по условиям закрепления земельного участка от 24.10.2007 N Г3-5046/10 на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Визит" на праве собственности, - первая очередь строительства объекта, построенная в соответствии с разрешительной и проектной документацией.
Общество "Визит", полагая, что имеет право на выкуп земельного участка как собственник расположенных на нем объектов недвижимости, 29.01.2008 обратилось к главе администрации г. Уфы с заявлением о предоставлении за плату земельных участков по отмосткам, на которых расположены строения дорожного комплекса "Белая река" у автодороги Самара-Уфа-Челябинск", 1473 км в Октябрьском районе г. Уфы, с приложением копий плана участка и свидетельств о государственной регистрации права.
В письме от 02.06.2008 N 01-02-10056/11 администрация г. Уфы сообщила о том, что предоставление в собственность указанных земельных участков не представляется возможным на основании решения Совета г. Уфы от 28.02.2008 г. N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Общество "Визит", считая, что бездействие администрации г. Уфы, выразившееся в нерассмотрении заявления в установленный законом срок, а также отказ в предоставлении обществу "Визит" земельного участка, занятого принадлежащей ему недвижимостью, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что решение Совета г. Уфы от 28.02.2008 N 33/9 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа для муниципальных нужд" на момент обращения общества "Визит" с заявлением о предоставлении земельного участка не было принято.
В отзыве на заявление общества "Визит" администрация г. Уфы сослалась на отсутствие у нее возможности предоставить испрашиваемый земельный участок, поскольку заявителем не была приложена кадастровая карта и другие необходимые документы, предусмотренные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень), в заявлении не указана площадь этого земельного участка и его кадастровый номер, что не позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских правоотношений.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что оснований для признания незаконным бездействия администрации г. Уфы не имеется, поскольку на заявление общества "Визит" администрацией г. Уфы был дан ответ, в результате чего бездействие на момент обращения заявителя в суд отсутствовало, а отказ администрации в предоставлении земельного участка не противоречит действующему законодательству, поскольку заявителем в нарушение п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации при обращении с заявлением не были приложены документы, предусмотренные в Перечне, а также кадастровый план земельного участка. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что испрашиваемый обществом "Визит" земельный участок входит в состав зарезервированных земель в соответствии с решением Совета г. Уфы от 28.08.2008 N 33/9, и данное обстоятельство обществом "Визит" не оспаривалось, а также согласно п. 3 Градостроительного заключения от 24.10.2007 N Г3-5046/10 и выкопировок из генерального плана г. Уфы земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости общества "Визит", расположены в красных линиях автодороги, что в силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации препятствует приватизации данного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения администрации г. Уфы об отказе в предоставлении обществу "Визит" земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, и обязал администрацию г. Уфы подготовить соответствующий договор. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что поскольку на дату обращения общества "Визит" в администрацию г. Уфы с заявлением о приватизации земельного участка градостроительная документация, предусматривающая строительство на спорном земельном участке других объектов недвижимости, а также установление красных линий, не была утверждена, и решение о резервировании испрашиваемого земельного участке не принято, такие основания для отказа в предоставлении земельного участка, как резервирование земельного участка и наличие градостроительной документации, предусматривающей строительство других объектов на испрашиваемом земельном участке, у администрации г. Уфы отсутствовали.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, признал, что отсутствие при обращении общества "Визит" с заявлением кадастрового плана испрашиваемого участка и документов, предусмотренных Перечнем, не может быть признано основанием для отказа в предоставлении земельного участка, так как в данном случае орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. При этом в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что администрация г. Уфы запрашивала недостающие документы.
Между тем данный вывод суда апелляционной инстанции нельзя признать верным.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обладающие правом на приобретение земельных участков в собственность или в аренду в порядке, предусмотренном названной статьей, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений.
Согласно указанному Перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок помимо кадастрового плана должны быть приложены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, и на сам приобретаемый земельный участок, копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, а также копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом "Визит" к заявлению о предоставлении земельного участка от 29.01.2008 приложены план участка, выданный Главархитектурой, и свидетельства о государственной регистрации права собственности от 06.06.2005 серии 04 АА N 101270, 101273, 101272, 101271, 101269. Сведений о площади земельного участка и его кадастровом номере в данном заявлении не имеется. Прочие документы, предусмотренные Перечнем, не приложены.
Делая вывод об отсутствии у администрации г. Уфы возможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность обществу "Визит", суд первой инстанции исходил из того, что при обращении общества "Визит" с соответствующим заявлением в администрацию г. Уфы предусмотренные документы не представлены и на момент этого обращения кадастрового плана земельного участка не существовало, а представленный истцом в материалы дела кадастровый план от 28.04.2008 земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:4 площадью 8108 кв.м, расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, совхоз "Россия" рядом с автодорогой Самара - Уфа - Челябинск, с разрешенным использованием - для строительства автомойки с магазином сопутствующих товаров и автостоянкой транзитного транспорта, не соответствует заявленным требованиям о предоставлении в собственность обществу "Визит" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:0004, расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, на 1473 км автодороги Самара - Уфа - Челябинск, для использования под дорожный комплекс "Белая река".
При этом судом апелляционной инстанции при удовлетворении требований общества "Велес" и обязании администрации г. Уфы заключить с заявителем договор о приобретении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:0004, кадастровой карты на который в материалах дела не имеется, указанное обстоятельство во внимание не принято.
В связи с этим ссылку суда апелляционной инстанции на п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует признать ошибочной, поскольку обязанность по изготовлению кадастровой карты в силу названной нормы возникает у органа местного самоуправления при условии обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества "Визит" о признании незаконным решения администрации г. Уфы от 02.06.2008 об отказе в предоставлении земельного участка и об обязании администрации г. Уфы подготовить договор аренды данного земельного участка.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А07-13042/2008-А-БСА Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2008 оставить в силе.
Произвести поворот исполнения постановления апелляционного суда Арбитражному суду Республики Башкортостан при предоставлении доказательств его исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод об отсутствии у администрации г. Уфы возможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность обществу "Визит", суд первой инстанции исходил из того, что при обращении общества "Визит" с соответствующим заявлением в администрацию г. Уфы предусмотренные документы не представлены и на момент этого обращения кадастрового плана земельного участка не существовало, а представленный истцом в материалы дела кадастровый план от 28.04.2008 земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:4 площадью 8108 кв.м, расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, совхоз "Россия" рядом с автодорогой Самара - Уфа - Челябинск, с разрешенным использованием - для строительства автомойки с магазином сопутствующих товаров и автостоянкой транзитного транспорта, не соответствует заявленным требованиям о предоставлении в собственность обществу "Визит" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:0004, расположенного в Октябрьском районе г. Уфы, на 1473 км автодороги Самара - Уфа - Челябинск, для использования под дорожный комплекс "Белая река".
При этом судом апелляционной инстанции при удовлетворении требований общества "Велес" и обязании администрации г. Уфы заключить с заявителем договор о приобретении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040601:0004, кадастровой карты на который в материалах дела не имеется, указанное обстоятельство во внимание не принято.
В связи с этим ссылку суда апелляционной инстанции на п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует признать ошибочной, поскольку обязанность по изготовлению кадастровой карты в силу названной нормы возникает у органа местного самоуправления при условии обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2009 г. N Ф09-4471/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника