Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 августа 2009 г. N Ф09-5923/09-С1
Дело N А07-1872/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2010 г. N Ф09-5923/09-С1 по делу N А07-1872/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2009 г. N 18АП-3444/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2009 по делу N А07-1872/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителей. Заявленное ходатайство удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Империя-Сити" (далее - общество "Империя-Сити") к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за проведение стимулирующей лотереи "Последний шанс" без уведомления уполномоченного на то органа исполнительной власти.
Решением суда от 06.04.2009 (судья Сафиуллина Р.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение судами положений Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон), Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2004 N 6014; далее - Правила), ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Империя-Сити" возражает против изложенных в ней требований, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как следует из материалов дела, инспекцией 27.01.2009 проведена выездная проверка деятельности обособленного подразделения общества "Империя-Сити" - игрового клуба "Империя" по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также деятельности лото-клубов.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в игровом клубе "Империя" осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". Кроме того, проводится стимулирующая лотерея без уведомления уполномоченного на то органа исполнительной власти. В качестве лотерейного оборудования используются модифицированные игровые автоматы без устройств приема и выдачи денежных знаков; розыгрыш призового фонда не проводится, участник игры разыгрывает его самостоятельно на лотерейном оборудовании.
По итогам проверки инспекцией в отношении общества "Империя-Сити" составлены акт от 27.01.2009 N 1/1 и протокол от 27.01.2009 N 4 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.
По факту несанкционированного проведения обществом "Империя-Сити" стимулирующей лотереи "Последний шанс" и на основании ст. 23.1 Кодекса инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении данного общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия правовых оснований привлечения общества "Империя-Сити" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 14.27 Кодекса предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.
Согласно ст. 2 Федерального закона лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Пунктами 1, 3 ст. 7 Федерального закона предусмотрено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
В силу п. 1 Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.09.2004 N 6014) право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (выданная налоговыми органами справка) и с приложением соответствующих документов.
Из содержания названных норм права следует, что субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса, является организатор лотереи.
Вместе с тем на основании п. 9 ст. 2 Федерального закона, оператор лотереи -юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Из материалов дела следует, что между обществом "Империя-Сити" и обществом с ограниченной ответственностью "Якутия" заключен договор от 03.12.2008 N 19/1, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "Якутия" является организатором стимулирующей лотереи, а общество "Империя-Сити" - оператором (л.д. 51). Организатор поручает оператору, а оператор принимает на себя обязательства по проведению всероссийских стимулирующих лотерей и выплате по ним выигрыша от имени организатора и по его поручению.
Таким образом, у общества "Империя-Сити" как у оператора стимулирующей лотереи отсутствовала обязанность по направлению уведомления о проведении стимулирующей лотереи, следовательно, данное общество не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества "Империя-Сити" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса, в связи с чем правомерно отказали инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2009 по делу N А07-1872/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что между обществом "Империя-Сити" и обществом с ограниченной ответственностью "Якутия" заключен договор от 03.12.2008 N 19/1, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "Якутия" является организатором стимулирующей лотереи, а общество "Империя-Сити" - оператором (л.д. 51). Организатор поручает оператору, а оператор принимает на себя обязательства по проведению всероссийских стимулирующих лотерей и выплате по ним выигрыша от имени организатора и по его поручению.
Таким образом, у общества "Империя-Сити" как у оператора стимулирующей лотереи отсутствовала обязанность по направлению уведомления о проведении стимулирующей лотереи, следовательно, данное общество не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества "Империя-Сити" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса, в связи с чем правомерно отказали инспекции в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2009 г. N Ф09-5923/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника