Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению
Главы Екатеринбурга
от 14 августа 2009 г. N 3492
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год и основные параметры прогноза на период до 2012 года
Введение
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год и основные параметры прогноза на период до 2012 года (далее - Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга) составляется в целях:
формирования основы для составления проекта бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) и перспективного финансового плана;
определения основных проблем развития муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - город Екатеринбург) и возможных путей их решения органами местного самоуправления;
выработки экономической политики, формирования целевых программ развития города Екатеринбурга на среднесрочную перспективу, основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга в 2010 году и приоритетных направлений на 2011-2012 годы;
соотнесения Стратегического плана Екатеринбурга и мероприятий утвержденных стратегических проектов со среднесрочными и текущими планами деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга.
Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга составлен с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов(1), итогов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" в 2008 году и их оценки в 2009 году.
Основные тенденции социально-экономического развития города определяются на основе данных, полученных методами:
опроса предприятий, учреждений и организаций города Екатеринбурга о перспективах их деятельности в 2010-2012 годах;
анализа прогнозных оценок деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга;
экспертных заключений о тенденциях развития города Екатеринбурга в 2010-2012 годах с учетом итогов его социально-экономического развития в текущем году и динамики показателей в предшествующие годы;
математического моделирования экономических процессов на основе факторов, определяющих направление развития города в прогнозируемый период.
1. Мониторинг Министерства экономического развития Российской Федерации "Сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов". (http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/econ omy/macroeconomy/administmanagementdirect/doc1247665263609), 16.07.2009.
Исходные условия
(гипотезы) для формирования вариантов развития экономики города Екатеринбурга в 2009-2012 годах
Внешние факторы. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов выполнены в трех вариантах.
Вариант 1а (консервативный) отражает развитие российской экономики в условиях стагнации экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. Рост ВВП составит 100,1 процента в 2010 году, 101,5 процента в 2011 году, 103,2 процента в 2012 году. При этом варианте в условиях сокращения дефицита бюджета до 5,5 процента в экономике происходит резкое сжатие государственного спроса и особенно государственных инвестиций.
Вариант 2а (умеренно-оптимистичный) предполагает оживление в экономике вследствие продолжения реализации инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Рост ВВП составит 101 процент в 2010 году, 102,6 процента и 103,8 процента в последующие годы. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредитования будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.
Вариант 1б (нефтяной сценарий) предполагает оживление в экономике, связанное с ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением в мировой экономике. Вариант 1б предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть марки Urals будет стоить 60 долларов США за баррель в 2010 году, 70 долларов США за баррель в 2011 году и 77 долларов США за баррель в 2012 году.
Согласно документу Минэкономразвития России, разработка сценарных условий и основных параметров прогноза на период 2010-2012 годов осуществлялась на основе базовых вариантов 1а и 2а, учитывающих консервативную оценку развития внешних условий и прежде всего умеренно низкую динамику цен на нефть марки Urals в 2010-2012 годах на уровне 55 долларов США за баррель в 2010 году, 56 долларов США за баррель в 2011 году и 57 долларов США за баррель в 2012 году. Варианты 1а и 2а различаются прежде всего гипотезами о масштабах государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах, выраженной в конечном счете в величине дефицита федерального бюджета, а также реакцией бизнеса на кризис. В результате мультипликативного эффекта от использования дополнительных средств государственной поддержки (государственных капитальных вложений, государственных закупок, гарантий и др.) увеличение темпа роста ВВП в 2010-2011 годах может составить 1,0-1,2 процентных пункта. Ожидается, что менее существенное сокращение государственных капитальных вложений в варианте 2а в первую очередь будет способствовать положительной динамике инвестиций в основной капитал видов деятельности с высокой долей бюджетного финансирования (транспорт, образование, здравоохранение). Дополнительный прирост капиталовложений данных видов деятельности может составить 4,4 и 2,6 процентных пункта в 2010 и 2011 годах соответственно, что будет способствовать увеличению темпа роста общего объема инвестиций в основной капитал в этот период на 1,6-3,2 процентных пункта против варианта 1а.
Вариант 2а предлагается в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2010-2012 годы.
Целевые параметры инфляции в 2010 году оцениваются в 10 процентов, в 2011 году - 8 процентов, а в 2011 году инфляция снизится до 7 процентов (таблица 1). Снижение темпов роста потребительских цен обусловлено ограничением спроса.
Таблица 1
Динамика
инфляции в Российской Федерации
В процентах
Номер строки |
Показатели |
2008 г. факт |
2009 г. оценка |
прогноз |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1 |
Индекс потребительских цен, в среднем за год |
113,7 |
112,4 |
110,7 |
108,7 |
107,5 |
2 |
Инфляция за период, прирост цен декабря к декабрю предыдущего года |
11,8 |
112,0 |
110,0 |
108,0 |
107,0 |
Ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий заявлено приоритетной задачей тарифной политики 2010-2012 годов, но при этом реализация инвестиционных программ естественных монополий рассматривается как один из основных способов поддержки строительной индустрии и обслуживающих ее отраслей.
Самые высокие темпы роста в прогнозируемом периоде ожидаются на природный газ, реализуемый населению: в 2009 году - на 16 процентов, в 2010 году - на 27,4 процента, в 2011 году - на 20,8 процента, в 2012 году - на 16 процентов (таблица 2). Повышение цен на газ в 2010-2012 годах для населения планируется производить два раза в год: на 5 процентов с 01 января и на 15 процентов с 01 апреля, для остальных категорий потребителей - один раз в год с 01 января в размере 15 процентов.
В 2011 году предполагается полная либерализация рынка электроэнергетики, за исключением отпуска электроэнергии населению. Рост регулируемых тарифов на электроэнергию в 2010 году предполагается в размере 10 процентов для населения и 5 процентов для прочих потребителей.
Сдержанная тарифная политика на энергоносители позволит в прогнозируемом периоде снизить рост тарифов на услуги ЖКХ до 10-12 процентов в год.
Рост регулируемых цен и тарифов предполагается также на грузовые и пассажирские перевозки, услуги связи.
Таблица 2
Рост тарифов и оптовых цен
на услуги естественных монополий в 2009-2012 годах
В процентах
Номер строки |
Показатели |
Прогноз |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
1 |
Газ природный |
||||
2 |
Регулируемые цены, в среднем для всех категорий потребителей |
115,8 |
126,6 |
115,7 |
115,1 |
3 |
из них для населения, в среднем за год |
116,0 |
127,4 |
120,8 |
116,0 |
4 |
декабрь к декабрю предыдущего года |
127,7 |
120,8 |
120,8 |
115,0 |
5 |
Электроэнергия |
||||
6 |
Доля свободного рынка |
30,5 |
53,2 |
76,0 |
76,2 |
7 |
Конечные цены в среднем для всех категорий потребителей |
121-122 |
111,5-113 |
114-117 |
107-109 |
8 |
Регулируемые тарифы в среднем для конечных потребителей* |
119 |
106,2 |
- |
- |
9 |
из них для населения |
125 |
110 |
110 |
110 |
10 |
Тепловая энергия |
118 |
110 |
112-114 |
109-111 |
11 |
Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе |
112,4 |
112,3 |
109,2 |
107,0 |
12 |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
122 |
110 |
110 |
110 |
* Без учета изменения структуры отпуска электроэнергии. |
Все три варианта прогноза ориентированы на переход российской экономики в период 2010-2012 годов от спада к оживлению и росту. Основными рисками, способными привести к стагнации и дальнейшему падению ВВП, являются:
снижение мировых цен на нефть до 30-40 долларов за баррель;
недостаточное бюджетное стимулирование экономики;
сокращение инвестиционных программ в инфраструктурных секторах;
стагнация банковского кредитования;
отсутствие эффекта импортозамещения.
Факторами, формирующими характер и тенденции развития экономики и социальной сферы города Екатеринбурга, являются:
высокая диверсификация экономики города с преобладающей долей услуг;
развитая инфраструктура оптовой и розничной торговли, ориентированная не только на жителей города Екатеринбурга, предоставляющая возможность сохранения объемов оборота;
конкурентоспособность продукции большей части обрабатывающих производств города, возможность наращивания объема производства импортозамещающих видов продукции;
возможность относительно быстрой адаптации малого бизнеса, составляющего значительную долю экономики города, к сложным экономическим условиям;
сохранение значительных объемов строительно-монтажных работ (строительство и реконструкция жилых и офисных зданий, объектов торговли и услуг, объектов транспортной инфраструктуры), в том числе за счет бюджетных инвестиций в строительство метрополитена и транспортных развязок, реконструкцию и строительство детских дошкольных учреждений;
реализация инвестиционных программ коммунальных предприятий.
Мероприятия запланированы в рамках инвестиционных программ:
"Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") на 2006-2015 годы" (утверждена Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.06.2006 N 57/27);
"Развитие системы централизованного теплоснабжения города Екатеринбурга на период с 2007 по 2009 годы" (утверждена Решением Екатеринбургской городской Думы от 27.03.2007 N 15/39);
"Развитие системы теплоснабжения ЕМУП "Тепловые сети" на период с 2009 по 2013 годы (утверждена Решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2008 N 49/61).
При формировании прогноза социально-экономического развития города Екатеринбурга использованы целевые параметры инфляции несколько выше приведенных в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (таблица 3).
Таблица 3
Динамика инфляции
Номер строки |
Показатели |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2007 г. факт |
2008 г. факт |
2009 г. оценка |
2010 г. прогноз |
2011 г. прогноз |
2012 г. прогноз |
|||
1 |
Индекс потребительских цен, в среднем за год |
Процент |
109,0 |
115,8 |
113,0 |
112,5 |
109,5 |
108,2 |
2 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
Процент |
117,3 |
121,2 |
105,9 |
107,9 |
108,0 |
109,5 |
В целом прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга исходит из анализа сложившейся структуры экономики, итогов реализации Стратегического плана Екатеринбурга, возможностей экономики Российской Федерации и города Екатеринбурга преодолеть негативное влияние кризиса, положительного эффекта от реализации антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации и возможности оздоровления российской экономики в прогнозируемом периоде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.