Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 ноября 2009 г. N Ф09-9341/09-С2
Дело N А60-25063/2009-С1
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2012 г. N Ф09-1826/12 по делу N А50-10568/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2011 г. N 17АП-11969/11
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Татариновой И.А., судей Артемьевой Н.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение "Чайковская КЭЧ района", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2009 по делу N А60-25063/2009-С1.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения "Чайковская КЭЧ района" - Черненков В.А. (доверенность от 20.07.2009 N 760), Парфенова Н.И. (доверенность от 24.11.2009 N 1329);
общества с ограниченной ответственностью "ТехноПром" (далее - общество, истец) - Северин А.С. (доверенность от 04.08.2009).
Общество обратилось в арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению "Чайковская КЭЧ района", Федеральному государственному учреждению "Управление Приволжско-Уральского военного округа" (далее -учреждение "УПУрВО") о взыскании задолженности по оплате выполненных работ в сумме 23 256 147 руб.
До принятия решения по делу судом первой инстанции истец заявил об отказе от требований, заявленных к учреждению "УПУрВО". Отказ от требований, заявленных к указанному ответчику судом принят.
Решением суда первой инстанции от 21.08.2009 (судья Черемных Л.М.) заявленные обществом требования удовлетворены. Суд первой инстанции взыскал с учреждения "Чайковская КЭЧ района" в пользу истца 23 256 147 руб. в виде стоимости неосновательного обогащения, руководствуясь ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части, касающейся требований, в отношении которых истец заявил об отказе от иска, производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе учреждения "Чайковская КЭЧ района" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на невозможность исполнения обязательств, связанную с незаключением государственного контракта по итогам конкурсных торгов.
Общество представило письменный отзыв, в котором полагает, что выводы суда основаны на правильном применении норм права, вследствие чего обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно п. 1 ст. 1105 Кодекса в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Судом первой инстанции установлено, что истец является учреждением, расходующим бюджетные денежные средства в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 72 названного Кодекса размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд заключаются на конкурсной основе.
При этом в соответствии с положениями п. 4, 5 ст. 27 указанного Федерального закона в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе обязан передать такому участнику конкурса проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником е заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
Судом установлено, что по итогам проведенного Г6\07.2008 открытого конкурса по выбору подрядных организаций на выполнение в 2008 г. ремонтных работ и подготовку к зимней эксплуатации объектов, расположенных на территории Приволжско-Уральского военного округа истец признан победителем конкурса по лоту 16-2/3 на сумму 23 256 147 руб., однако, государственный контракт на выполнение работ по лоту 16-2/3 между сторонами заключен не был.
Тем не менее, по заданию ответчика истец выполнил работы по гидродинамической промывке канализационных сетей на объекте учреждения "Чайковская КЭЧ района" (лот 16-2/3) на общую сумму 23 256 147 руб. Доказательств оплаты выполненных работ в материалы дела не представлено.
Оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела акты приемки выполненных работ за сентябрь 2008 г. на общую сумму 23 256 147 руб., составленные по форме КС-2 и подписанные представителями обеих сторон, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта выполнения работ, сдачи их результата заказчику и принятия его последним на общую сумму 23 256 147 руб.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возникновении со стороны ответчика неосновательного обогащения является правомерным, заявленные исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца 23 256 147 руб. удовлетворены обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда о применении норм действующего законодательства соответствуют материалам дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2009 по делу N А60-25063/2009-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района" - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Чайковская квартирно-эксплуатационная часть района" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2009 г. N Ф09-9341/09-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника