Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 ноября 2009 г. N Ф09-9438/09-С1
Дело N А07-12261/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леон" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2009 по делу N А07-12261/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокурор г. Кумертау Республики Башкортостан (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 10.07.2009 (судья Асланов А.Р.) требования прокурора удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях), Правил проведения стимулирующей лотереи, являющихся Приложением N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66н (далее - Правила проведения стимулирующей лотереи), Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, принятых приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 24.01.2000 N 22, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, прокурором в ходе проведения проверки установлено, что обществом в павильоне 11 "б", расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. К. Маркса, д. 36 "а", в период с 01.04.2009 по 12.04.2009 под видом проведения стимулирующей лотереи осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием пяти игровых автоматов. При этом специальное разрешение (лицензия) на осуществление указанного вида деятельности у общества отсутствовало.
Прокурор 08.06.2009 вынес постановление о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
С заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, прокурор обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб., суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 77 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 77 пункта 1 статьи 17 указанного Федерального закона
Из содержания ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" следует, что азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; игровым автоматом -игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2008 N 05-03-08/19, основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о лотереях стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Пунктом 8 ст. 2 Закона о лотереях установлено, что проведением лотереи является осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о лотереях право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном названной статьей.
Правилами проведения стимулирующей лотереи также предусмотрено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (выданная налоговыми органами справка) и с приложением определенного перечня документов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество в принадлежащем ему павильоне 11 "б", расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. К. Маркса, д. 36 "а", при осуществлении деятельности использует пять игровых автоматов.
Судами при рассмотрении спора по существу принято во внимание, что из содержания приложений N 2 и 3 (акт сдачи-приемки работ) к заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "СТИЛУС" и обществом с ограниченной ответственностью "ЛюксИнтерСервис" договору от 20.07.2008 N 146/08 следует, что спорное оборудование для проведения лотереи не изготавливалось, а модернизировалось из игровых автоматов путем демонтажа купюроприемников и установки программного обеспечения - лотерейной программы.
При этом судами отмечено, что доказательства, подтверждающие удаление из используемых обществом игровых автоматов центрального блока управления с заложенной игровой программой, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, судами указано, что спорные игровые автоматы не имеют устройства для выдачи лотерейных билетов и устройства для считывания штрих-кодов лотерейных билетов.
Судами также принято во внимание, что согласно заключенному между обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Лото-Пром" договору от 01.04.2009 общество принимает на себя обязательства организовать реализацию поздравительных лотерейных открыток "ЛОТкрытка!", выпускаемых и предоставляемых обществом с ограниченной ответственностью "Лото-Пром", а также в целях привлечения покупателей поздравительных открыток "ЛОТкрытка!", используя сертифицированное электронное лотерейное оборудование, проводить ежедневно стимулирующую лотерею "ЛОТкрытка!".
Между тем, из содержания устава общества и Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц судами установлено, что в списке основных видов деятельности общества указание на такой вид деятельности как проведение стимулирующей лотереи отсутствует.
Судами также отмечено, что доказательства, подтверждающие направление обществом в уполномоченный государственный орган уведомления о проведении стимулирующей лотереи, в материалах дела отсутствуют.
Из содержания имеющегося в материалах дела письма администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан от 08.06.2009 судами установлено, что в администрацию от общества уведомление о проведении стимулирующей лотереи не поступало. Общество 02.04.2009 обратилось с заявлением на получение разрешения на организацию и проведение стимулирующей лотереи, в получении которого обществу было отказано в связи с несоответствием представленных им документов требованиям законодательства.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованным выводам о том, что в данном случае обществом осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) без соответствующего разрешения (лицензии), что, в свою очередь свидетельствует, о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
При этом суды с учетом положения ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения материалами дела доказана.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб. являются законными и обоснованными.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на положения Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, принятых приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 24.01.2000 N 22, была предметом рассмотрения апелляционным судом, и ей была дана надлежащая правовая оценка. При этом апелляционный суд отметил, что названые Правила устанавливают лишь общие требования к порядку проведения испытаний игровых автоматов с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу. При этом Правила не содержат перечня обязательных требований, предъявляемых к игровым автоматам, подлежащего применению для целей определения функционального назначения таких автоматов.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.07.2009 по делу N А07-12261/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по тому же делу оставить без изменения кассационную жалобу общества с ограниченной отвехственностью "Леон" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2009 г. N Ф09-9438/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника