Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 августа 2010 г. N Ф09-6179/10-С1 по делу N А60-6365/2010-С9
Дело N А60-6365/2010-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2010 по делу N А60-6365/2010-С9.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Семенов К.Ю. (доверенность от 14.12.2009 б/н);
муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 7" (далее - учреждение, больница) - Кобер Р.И., главный врач (приказ от 12.10.1987 N 6), Ленивцева А.А. (доверенность от 15.02.2010 б/н).
Больница обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным предписания фонда от 27.01.2010 N 22-08/18 в части требования о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению в сумме 798 942 руб. 27 коп.
Решением суда от 07.05.2010 (судья Плюснина С.В.) заявление учреждения удовлетворено.
В кассационной жалобе фонд просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что учреждением правомерно израсходованы средства обязательного медицинского страхования в указанной сумме на приобретение препарата "иммуноглобулин в/в человеческий".
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка целевого использования больницей средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2007 по 30.09.2009.
В ходе проверки фондом установлен факт неправомерного использования больницей средств обязательного медицинского страхования в сумме 798 942,27 руб. и предложено, в том числе восстановить указанные средства обязательного медицинского страхования за счет любого, не запрещенного законодательством источника.
Не согласившись с названными выводами, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия в действиях больницы факта нецелевого использования денежных средств в указанной сумме.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании граждан) финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения создаются для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательного медицинского страхования, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Приведенной правовой нормой также установлено, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность и в соответствии с бюджетами указанных фондов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" удержание средств, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
Из материалов дела следует, что учреждением по результатам проведенного 21.01.2008 аукциона заключен муниципальный контракт от 21.01.2008 N А 12-21-01/08 с филиалом закрытого акционерного общества "Аптека-Холдинг" на сумму 13 500 000,00 руб. Техническое задание к аукциону на поставку медикаментов формировалось в соответствии с перечнем, утвержденным совместным приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и фонда N 606-П/279, в котором препарат иммуноглобулин в/в человеческий включен в перечь лекарственных средств и некоторых изделий медицинского назначения для обеспечения и проведения экспертизы их использования в стационарах медицинских учреждений, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования".
Иммуноглобулин в/в человеческий применяется для оказания неотложной помощи новорожденным и глубоко недоношенным детям в тяжелом состоянии и является жизненно важным препаратом в отделении интенсивной терапии и реанимации новорожденных.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что весь препарат иммуноглобулина был поставлен в июне 2008 г.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10.04.2008 N 323-ПП все иммунные препараты, в том числе иммуноглобулин были исключены из перечня жизненно необходимых лекарственных средств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий. Руководствуясь указанным постановлением фонд предложил больнице восстановить средства ОМС потраченные на иммуноглобулин за период с мая по август 2008 г.
Суд обоснованно указал, что совместный ведомственный приказ фонда и Минздрава Свердловской области N 1353-П233 о признании утратившим силу предыдущего совместного приказа от 08.09.2005 N 606-П/279 и рекомендации осуществлять лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области N 323-ПП был принят 18.08.2008 и доведен до муниципальных учреждений здравоохранения в сентябре 2008 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области от 18 августа 2008 г. следует читать "N 1353-п/221"
При таких обстоятельствах сделал обоснованный вывод о том, что действия больницы являлись правомерными и оснований для восстановления средств обязательного медицинского страхования за период с мая по август 2008 г. в сумме 798 942 руб. 27 коп. не имелось.
Кроме того, правильным является вывод суда о том, что учреждением названный лекарственный препарат приобретен на основании контракта, заключенного по результатам аукциона, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с ч. 5 ст. 9 данного Закона о размещении заказов при заключении и исполнении муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. 11, 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. 10, 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. 6, 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53, ч. 5, 6 ст. 54 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
После получения больницей совместного приказа фонда и Министерства здравоохранения Свердловской области от 18.08.2008 N 1353-П233 муниципальный контракт от 21.01.2008 N А 12-21-01/08 был расторгнут по соглашению сторон в соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что больница должна была оплачивать поставки указанного медицинского препарата за счет бюджетных средств, а не средств обязательного медицинского страхования судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании закона.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2010 по делу N А60-6365/2010-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2010 г. N Ф09-6179/10-С1 по делу N А60-6365/2010-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника