Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 августа 2010 г. N Ф09-6556/10-С6 по делу N А71-2603/2009
Дело N А71-2603/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2011 г. N Ф09-6556/10 по делу N А71-2603/2009
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2009 г. N 17АП-3441/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Завьяловский район" Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2010 по делу N А71-2603/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации муниципального образования "Завьяловский район" - Сычугов А.А. (доверенность от 11.02.2010);
администрации муниципального образования "Хохряковское" - Миронов СР. (доверенность от 13.01.2010 N 1), Суворов Н.А., глава муниципального образования (удостоверение от 24.07.2008 N 97).
Администрация муниципального образования "Хохряковское" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к администрации муниципального образования "Завьяловский район", муниципальному унитарному предприятию "Завьяловская управляющая компания" (далее -предприятие) об обязании передать в собственность истца здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4 (с учетом принятого арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное общеобразовательное учреждение "Хохряковская средняя общеобразовательная школа" (далее - общеобразовательное учреждение).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2010 (судья Абуязидова Г.А.) исковые требования удовлетворены частично. На администрацию муниципального образования "Завьяловский район" возложена обязанность передать в собственность администрации муниципального образования "Хохряковское" здание административно-хозяйственного корпуса площадью 575,5 кв.м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4. В удовлетворении исковых требований в отношении предприятия отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.П., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Завьяловский район" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), ч. 2 ст. 1, ст. 2, 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ "О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике" (далее - Закон Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ), п. 11 ч. 1 ст. 15, ст. 34, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель считает ошибочным вывод судов о том, что разногласий между муниципальными образованиями на стадии предложения перечня и его согласования не имелось. По мнению заявителя, непринятие Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" решения о согласовании предложенного перечня имущества свидетельствует об отсутствии волеизъявления собственника спорного объекта недвижимости на его передачу из собственности района в собственность поселения. Администрация муниципального образования "Завьяловский район" полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку заявленное требование по существу подменяет собой административную процедуру разграничения имущества между муниципальными образованиями. Заявитель указывает, что судами не учтена правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в определении от 07.12.2006 N 542-О, согласно которой недопустимо решение вопроса о безвозмездной передаче имущества от одного публичного собственника другому при отсутствии согласованных действий сторон, их волеизъявления и без достижения соответствующей договоренности.
Администрация муниципального образования "Завьяловский район" также ссылается на необходимость привлечения к участию в деле Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район". По его мнению, вывод судов о том, что спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения поселения, является необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу администрация муниципального образования "Хохряковское" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Завьяловского районного Совета народных депутатов Удмуртской Республики от 04.08.1992 N 131 утверждены перечни предприятий и имущества, передаваемого в муниципальную собственность Завьяловского района, в том числе здание Хохряковской школы, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4 (т. 2, л.д. 62-79).
Решением Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 26.06.1992 N 8-0 спорное здание передано в муниципальную собственность Завьяловского района Удмуртской Республики (т. 2, л.д. 80).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 10.02.2006 N 174 здание школы закреплено на праве оперативного управления за общеобразовательным учреждением (т. 2, л.д. 107, 114).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 11.10.2006 N 2340 право оперативного управления образовательного учреждения в отношении здания школы прекращено, спорное здание передано в безвозмездное пользование муниципальному образованию "Хохряковское" (т. 1, л.д. 70).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 12.08.2008 N 1871 принято решение о перепрофилировании здания школы под административно-хозяйственный корпус (т. 2, л.д. 88).
На основании решения исполнительного комитета Завьяловского районного Совета народных депутатов Удмуртской Республики от 04.08.1992 N 131, постановления администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 12.08.2008 N 1871 зарегистрировано право собственности администрации муниципального образования "Завьяловский район" на административно-хозяйственный корпус площадью 575,5 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2008 серии 18 АА N 680612 (т. 1, л.д. 59).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 01.10.2008 N 2319 здание административно-хозяйственного корпуса, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4, закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием (т. 2, л.д. 89).
На основании постановления администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 01.10.2008 N 2319 зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия на спорное здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.11.2008 серии 18АА N 684938 (т. 1,л.д. 60).
Письмом от 10.12.2008 N 01-16/3718 администрация муниципального образования "Завьяловский район" направила Совету депутатов муниципального образования "Хохряковское" для согласования до 19.12.2008 перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское" (т. 1, л.д. 22). В названном перечне указано спорное имущество -здание административно-хозяйственного корпуса, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4 (т. 1, л.д. 23).
Советом депутатов муниципального образования "Хохряковское" принято решение от 15.12.2008 N 79 о согласовании перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское" из собственности муниципального образования "Завьяловский район" (т. 1, л.д. 37).
Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" принято решение от 29.12.2008 N 300 о согласовании перечней передаваемого имущества из собственности муниципального образования "Завьяловский район" в собственность муниципального образования "Хохряковское". В названный перечень вышеуказанное здание административно-хозяйственного корпуса не включено.
Распоряжением главы муниципального образования "Завьяловский район" от 31.12.2008 N 393 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий в отношении несогласованного перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское", в который включено и спорное здание. Утвержден состав комиссии в количестве 6 человек и установлен порядок работы согласительной комиссии (т. 1, л.д. 44, 45).
По результатам работы согласительной комиссии составлен протокол от 19.01.2009, согласно которому вопрос о передаче муниципальному образованию "Хохряковское" здания административно-хозяйственного комплекса, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, остался не согласованным, поскольку голоса членов комиссии разделились поровну (т. 1, л.д. 15, 16).
Полагая, что администрация муниципального образования "Завьяловский район" необоснованно уклоняется от передачи в собственность муниципального образования "Хохряковское" спорного имущества, необходимого для осуществления возложенных на администрацию муниципального образования "Завьяловский район" функций, администрация муниципального образования "Хохряковское" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды сделали вывод об отсутствии разногласий между муниципальными образованиями на стадии предложения перечня имущества администрацией муниципального образования "Завьяловский район" и его согласования Советом депутатов муниципального образования "Хохряковское". Суды также указали, что последующее необоснованное исключение муниципальным образованием "Завьяловский район" спорного здания из согласованного перечня нельзя признать законным, включение этого здания в несогласованный перечень передаваемых объектов осуществлено с нарушением порядка, установленного ст. 3, 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования перечней передаваемого имущества органами местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике определен ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ.
Согласно указанной статье администрация муниципального района направляет в представительный орган поселения для рассмотрения и согласования подготовленные перечни передаваемого имущества с приложением иных документов и сведений об этом имуществе (ч. 1).
Представительный орган поселения в десятидневный срок рассматривает перечни передаваемого имущества, принимает решение о согласовании перечней передаваемого имущества и направляет указанные перечни с решением об их согласовании в представительный орган муниципального района (ч. 2 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Представительный орган муниципального района в десятидневный срок рассматривает представленные представительным органом поселения документы, принимает решение о согласовании перечней передаваемого имущества и направляет перечни передаваемого имущества в администрацию муниципального района для подготовки проекта правового акта Правительства Удмуртской Республики о разграничении муниципального имущества между муниципальным районом и поселениями (ч. 4 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
С учетом вышеназванных норм права вывод судов о том, что включение администрацией муниципального образования "Завьяловский район" спорного здания в перечень передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское" имущества является выражением воли муниципального образования "Завьяловский район" на передачу указанного объекта в собственность поселения, не соответствует имеющимся в деле доказательствам, поскольку решения представительного органа муниципального образования "Завьяловский район" о согласовании передачи спорного объекта в деле не имеется.
Поскольку названный вывод судов касается полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Завьяловский район" в правоотношениях, возникающих при разграничении его имущества, вопрос о наличии или отсутствии волеизъявления данного муниципального образования в лице его уполномоченного органа на передачу спорного объекта необходимо рассматривать с привлечением к участию в деле Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район", являющегося представительным органом названного муниципального образования (ст. 20 Устава муниципального образования "Завьяловский район"; т. 1, л.д. 163).
Как следует из материалов дела, Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" принято решение от 29.12.2008 N 300 о согласовании перечней передаваемого имущества из собственности муниципального образования "Завьяловский район" в собственность муниципального образования "Хохряковское", включающих объекты, по которым не имеется разногласий (п. 1 названного решения). В названный перечень спорное здание не включено.
С учетом этого вывод судов о неправомерности включения спорного здания главой муниципального образования "Завьяловский район" в несогласованный перечень передаваемых объектов не основан на имеющихся в деле доказательствах и сделан без исследования полномочий указанного органа местного самоуправления названного муниципального образования.
Порядок решения вопросов о разграничении муниципального имущества при наличии разногласий между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселения предусмотрен ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ, в соответствии с которой при наличии разногласий по перечням передаваемого имущества представительный орган муниципального района и представительный орган поселения согласовывают перечни передаваемого имущества, включающие объекты, по которым не имеется разногласий.
Разногласия по несогласованному перечню передаваемых объектов урегулируются в десятидневный срок согласительной комиссией, которая создается решением главы муниципального района и состоит из равного количества представителей муниципального района и поселения. Состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются главой муниципального района (ч. 3 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Согласительная комиссия рассматривает и разрешает возникшие между муниципальными образованиями разногласия и разрабатывает согласованный вариант перечней передаваемого имущества (ч. 4 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Решение принимается согласительной комиссией с учетом принципов оптимального использования муниципального имущества, исходя из его целевого назначения, в процессе решения вопросов местного значения и в интересах обеспечения социально-экономического развития муниципального района и поселений (ч. 5 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Результаты работы согласительной комиссии оформляются протоколом, в котором фиксируется принятое решение по возникшим разногласиям, а также основания для его принятия. Протокол подписывается всеми членами согласительной комиссии и вместе с согласованным вариантом перечней передаваемого имущества направляется в представительный орган поселения и представительный орган муниципального района, которые рассматривают согласованный вариант перечней передаваемого имущества в порядке, предусмотренном ч. 2 и 4 ст. 3 настоящего Закона (ч. 6, 7 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
В случае если представительный орган поселения или муниципального района не согласовывает перечни передаваемого имущества, разработанные согласительной комиссией, то разграничение муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями осуществляется в соответствии с законодательством (ч. 8 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
В материалах дела имеются распоряжение главы муниципального образования "Завьяловский район" от 31.12.2008 N 393 (т. 1, л.д. 44, 45) о создании согласительной комиссии по урегулированию разногласий в отношении несогласованного перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское", и протокол согласительной комиссии от 19.01.2009 (т. 1, л.д. 15, 16), согласно которому вопрос о передаче муниципальному образованию "Хохряковское" спорного имущества остался не согласованным комиссией.
Судами не установлено, регулируется ли законодательством Удмуртской Республики указанная ситуация, и в каком порядке осуществляется разграничение муниципального имущества, если вопрос о передаче объекта не согласован созданной для этого комиссией.
Кроме того, применяя законодательство о разграничении собственности, необходимо учитывать, что вопросы, отнесенные законодательством к компетенции органов, формирующих волю муниципального образования на передачу его имущества в собственность другого субъекта, должны разрешаться соответствующими органами.
В настоящем деле администрация муниципального образования "Хохряковское" просит обязать администрацию муниципального образования "Завьяловский район" передать спорное здание в собственность истца.
Между тем, заявителем не указано и судами не установлено, на чем основана соответствующая обязанность названного органа местного самоуправления муниципального района.
Не определено также существо заявленного требования - связано ли оно с совершением администрацией муниципального образования "Завьяловский район" каких-либо незаконных действий (бездействия) (гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо является исковым требованием, вытекающим из спора о праве.
Из содержания ч. 1, 4 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ следует, что к числу действий, которые должна совершить администрация муниципального района в процессе разграничения государственной собственности, относятся направление в представительный орган поселения для рассмотрения и согласования перечня передаваемого имущества с приложением иных документов и сведений об этом имуществе, а также действия, связанные с подготовкой проекта правового акта Правительства Удмуртской Республики о разграничении муниципального имущества между муниципальным районом и поселениями. Иных обязанностей администрации муниципального района в рассматриваемых правоотношениях нормы права, приведенные судами, не предусматривают.
В случае, если вывод об обязанности передать объект в собственность связан с разрешением между муниципальным районом и поселением спора о праве, администрация муниципального района может быть обязана передать спорный объект поселению, если у последнего возникло право собственности на здание административно-хозяйственного корпуса, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4. Однако это обстоятельство в судебных актах не установлено.
Возможность прекращения права собственности одного муниципального образования и возникновения права собственности другого муниципального образования на основании решения суда ссылками на правовые нормы заявителем в настоящем деле не обоснована.
С учетом изложенного и поскольку выводы судов не основаны на имеющихся в деле доказательствах и примененных судами нормах материального права, судами не установлены имеющие значение для дела обстоятельства, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, определить круг участвующих в деле лиц, установить значимые для дела обстоятельства, исследовать доводы сторон и представленные ими доказательства, дать им надлежащую правовую оценку, указать мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2010 по делу N А71-2603/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по то,му же делу отменить.
Дело направить новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2010 г. N Ф09-6556/10-С6 по делу N А71-2603/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника