27 июня 2011 г. |
N Ф09-6556/10-С6 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2009 г. N 17АП-3441/09
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Соколовой Н. П.,
судей Мындря Д. И., Сулейменовой Т. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Хохряковское" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.12.2010 по делу N А71-2603/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации муниципального образования "Хохряковское" - Сунцова А.А. (доверенность от 03.06.2011 N 3), Миронов С.Р. (доверенность от 02.03.2011 N 1);
администрации муниципального образования "Завьяловский район", Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район", муниципального общеобразовательного учреждения "Хохряковская средняя общеобразовательная школа" (далее - общеобразовательное учреждение) - Зимин К.В. (доверенности от 11.01.2011, 12.01.2011 соответственно).
Администрация муниципального образования "Хохряковское" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к администрации муниципального образования "Завьяловский район", муниципальному унитарному предприятию "Завьяловская управляющая компания" об обязании администрации муниципального образования "Завьяловский район" передать муниципальному образованию "Хохряковское" на праве собственности здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, д. Хохряки, ул. Парковая, д. 4 (с учетом принятых арбитражным судом уточнений исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общеобразовательное учреждение.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2010 (судья Абуязидова Г.А.) исковые требования удовлетворены частично. На администрацию муниципального образования "Завьяловский район" возложена обязанность передать в собственность администрации муниципального образования "Хохряковское" здание административно-хозяйственного корпуса площадью 575,5 кв. м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Хохряки, ул. Парковая, 4. В удовлетворении исковых требований в отношении предприятия отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2010 (судьи Мындря Д.И., Смирнов А.Ю., Сулейменова Т.В.) решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
При новом рассмотрении дела истец заявил об уточнении исковых требований, просил обязать администрацию муниципального образования "Завьяловский район" передать муниципальному образованию "Хохряковское" на праве собственности здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, д. Хохряки, ул. Парковая, д. 4. Ходайство рассмотрено арбитражным судом и удовлетворено на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 01.11.2010 произведена замена ненадлежащего ответчика - муниципального унитарного предприятия "Завьяловская управляющая компания", признан надлежащим ответчиком по делу Совет депутатов муниципального образования "Завьяловский район". К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.12.2010 (с учетом определения суда от 24.01.2011; судья Конькова Е.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Хохряковское" просит отменить обжалуемые судебные акты, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 2 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ "О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике" (далее - Закон Удмуртской Республики N 50-РЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, соблюден предусмотренный законом порядок принятия администрацией муниципального образования "Завьяловский район" решения о передаче спорного здания муниципальному образованию "Хохряковское", а также порядок согласования перечня передаваемого имущества, в который включено данное здание, Советом депутатов муниципального образования "Хохряковское" и Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район". Администрация муниципального образования "Хохряковское" полагает, что Совету депутатов муниципального района "Завьяловский район" не предоставлены полномочия исключать объекты из состава имущества, включенного в перечень передаваемых муниципальному образованию "Хохряковское" объектов. Кроме того, заявитель указывает на то, что данное здание используется им для осуществления полномочий, предусмотренных подп. 12, 14, 15, 30 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу администрация муниципального образования "Завьяловский район" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Исполнительного комитета Завьяловского районного Совета народных депутатов Удмуртской Республики от 04.08.1992 N 131 утверждены перечни предприятий и имущества, передаваемого в муниципальную собственность Завьяловского района, в том числе здания Хохряковской школы, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, д. Хохряки, ул. Парковая, д. 4 (т. 2, л. д. 62-79).
Решением Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 26.06.1992 N 8-0 спорное здание передано в муниципальную собственность Завьяловского района Удмуртской Республики (т. 2, л.д. 80).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 10.02.2006 N 174 здание школы закреплено на праве оперативного управления за общеобразовательным учреждением (т. 2, л. д. 107, 114).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 11.10.2006 N 2340 право оперативного управления образовательного учреждения в отношении здания школы прекращено, спорное здание передано в безвозмездное пользование муниципальному образованию "Хохряковское" (т. 1, л. д. 70).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 12.08.2008 N 1871 принято решение о перепрофилировании здания школы под административно-хозяйственный корпус (т. 2, л. д. 88).
На основании решения Исполнительного комитета Завьяловского районного Совета народных депутатов Удмуртской Республики от 04.08.1992 N 131, постановления администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 12.08.2008 N 1871 зарегистрировано право собственности администрации муниципального образования "Завьяловский район" на административно-хозяйственный корпус площадью 575,5 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, д. Хохряки, ул. Парковая, д. 4 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2008 серии 18 АА N 680612; т. 1, л. д. 59).
Постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 01.10.2008 N 2319 здание административно-хозяйственного корпуса, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, д. Хохряки, ул. Парковая, д. 4, закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием (т. 2, л. д. 89).
На основании постановления администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 01.10.2008 N 2319 зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия на спорное здание (свидетельство о государственной регистрации права от 18.11.2008 серии 18АА N 684938; т. 1, л. д. 60).
Администрация муниципального образования "Завьяловский район" в письме от 10.12.2008 N 01-16/3718 предложила Совету депутатов муниципального образования "Хохряковское" согласовать до 19.12.2008 перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское" (т. 1, л. д. 22).
В названный перечень включено здание административно-хозяйственного корпуса, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, д. Хохряки, ул. Парковая, д. 4 (т. 1, л. д. 23).
Советом депутатов муниципального образования "Хохряковское" принято решение от 15.12.2008 N 79 о согласовании перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское" из собственности муниципального образования "Завьяловский район" (т. 1, л. д. 37).
Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" принято решение от 29.12.2008 N 300 о согласовании перечней передаваемого имущества из собственности муниципального образования "Завьяловский район" в собственность муниципального образования "Хохряковское". В утвержденный перечень указанное здание административно-хозяйственного корпуса не включено.
Распоряжением главы муниципального образования "Завьяловский район" от 31.12.2008 N 393 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий в отношении несогласованного перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское", в том числе в отношении спорного здания. Утверждён состав комиссии в количестве 6 человек и установлен порядок работы согласительной комиссии (т. 1, л. д. 44, 45).
По результатам работы согласительной комиссии составлен протокол от 19.01.2009, согласно которому вопрос о передаче муниципальному образованию "Хохряковское" здания административно-хозяйственного комплекса, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, д. Хохряки, ул. Парковая, д. 4, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, остался не согласованным, поскольку голоса членов комиссии разделились поровну (т. 1, л. д. 15, 16).
Полагая, что администрация муниципального образования "Завьяловский район" необоснованно уклоняется от передачи в собственность муниципального образования "Хохряковское" спорного имущества, необходимого для осуществления возложенных на администрацию муниципального образования "Завьяловский район" функций, администрация муниципального образования "Хохряковское" обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим иском.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок согласования перечней передаваемого имущества органами местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике определен ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ.
Согласно ч. 1 указанной статьи администрация муниципального района направляет в представительный орган поселения для рассмотрения и согласования подготовленные перечни передаваемого имущества с приложением иных документов и сведений об этом имуществе.
Представительный орган поселения в десятидневный срок рассматривает перечни передаваемого имущества, принимает решение о согласовании перечней передаваемого имущества и направляет указанные перечни с решением об их согласовании в представительный орган муниципального района (ч. 2 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Представительный орган муниципального района в десятидневный срок рассматривает представленные представительным органом поселения документы, принимает решение о согласовании перечней передаваемого имущества и направляет перечни передаваемого имущества в администрацию муниципального района для подготовки проекта правового акта Правительства Удмуртской Республики о разграничении муниципального имущества между муниципальным районом и поселениями (ч. 4 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Согласно ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ при наличии разногласий по перечням передаваемого имущества представительный орган муниципального района и представительный орган поселения согласовывают перечни передаваемого имущества, включающие объекты, по которым не имеется разногласий.
Разногласия по несогласованному перечню передаваемых объектов урегулируются в десятидневный срок согласительной комиссией, которая создается решением главы муниципального района и состоит из равного количества представителей муниципального района и поселения. Состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются главой муниципального района (ч. 3 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Согласительная комиссия рассматривает и разрешает возникшие между муниципальными образованиями разногласия и разрабатывает согласованный вариант перечней передаваемого имущества (ч. 4 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
Результаты работы согласительной комиссии оформляются протоколом, в котором фиксируется принятое решение по возникшим разногласиям, а также основания для его принятия. Протокол подписывается всеми членами согласительной комиссии и вместе с согласованным вариантом перечней передаваемого имущества направляется в представительный орган поселения и представительный орган муниципального района, которые рассматривают согласованный вариант перечней передаваемого имущества в порядке, предусмотренном ч. 2 и 4 ст. 3 настоящего Закона (ч. 6, 7 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
В случае если представительный орган поселения или муниципального района не согласовывает перечни передаваемого имущества, разработанные согласительной комиссией, то разграничение муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями осуществляется в соответствии с законодательством (ч. 8 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 08.12.2008 N 50-РЗ).
В ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
В силу ст. 5 Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ нормативный акт Правительства Удмуртской Республики о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями принимается не позднее 10 дней со дня согласования органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений перечней передаваемого имущества.
Администрация муниципального района направляет в Правительство Удмуртской Республики проект правового акта о разграничении муниципального имущества между муниципальным районом и поселениями; перечень передаваемого имущества; решение представительных органов поселений о согласовании перечней передаваемого имущества; решение представительного органа муниципального района о согласовании перечней передаваемого имущества; мотивированного ходатайство органов местного самоуправления муниципального района и поселений о принятии Правительством Удмуртской Республики решения о разграничении муниципального имущества с указанием полномочий органов местного самоуправления, для реализации которых передается имущество.
Согласно ст. 6 Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим законом, возникает с момента подписания передаточного акта о принятии имущества в муниципальную собственность уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по передаче имущества, и уполномоченным лицом органа местного самоуправления, наделенного в установленном порядке полномочиями по принятию имущества.
Указанный передаточный акт подписывается не позднее трехмесячного срока после вступления в силу нормативного акта Правительства Удмуртской Республики о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями.
Суды, дав оценку представленным в дело доказательствам в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что решение представительного органа муниципального образования "Завьяловский район" о согласовании перечня передаваемого имущества, включающего спорное здание (ст. 3 Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ), в дело не представлено, созданной на основании распоряжения главы муниципального образования "Завьяловский район" от 31.12.2008 согласительной комиссии по урегулированию разногласий в отношении несогласованного перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское", вопрос о передаче муниципальному образованию "Хохряковское" спорного здания не согласован (ст. 4 Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ).
На основании установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципальных образований в целях разграничения муниципального имущества между муниципальным районом и вновь образованным сельским поселением не было надлежащим образом оформлено волеизъявление на передачу здания, установленный законом порядок согласования действий администраций муниципального района и поселения по передаче данного имущества не выполнен, в связи с чем у ответчика не возникло обязанности по передаче истцу во исполнение положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ истребуемого здания.
Принимая во внимание, что администрацией муниципального образования "Хохряковское" наличие каких-либо иных оснований возникновения права собственности на указанное здание не доказано, судами правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя о том, что соблюден предусмотренный законом порядок принятия администрацией муниципального образования "Завьяловский район" решения о передаче спорного здания муниципальному образованию "Хохряковское", а также порядок согласования перечня передаваемого имущества, в который включено данное здание, Советом депутатов муниципального образования "Хохряковское" 15.12.2008 и Советом депутатов муниципального образования "Завьяловский район" 29.12.2008, отклоняется в силу изложенного.
Ссылка администрации муниципального образования "Хохряковское" на то, что спорное здание используется им для осуществления полномочий, предусмотренных подп. 12, 14, 15, 30 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", судом кассационной инстанции не принимается, поскольку не имеет самостоятельного правового значения для разрешения спора при указанных обстоятельствах.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.12.2010 по делу N А71-2603/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Хохряковское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.П. Соколова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, дав оценку представленным в дело доказательствам в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что решение представительного органа муниципального образования "Завьяловский район" о согласовании перечня передаваемого имущества, включающего спорное здание (ст. 3 Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ), в дело не представлено, созданной на основании распоряжения главы муниципального образования "Завьяловский район" от 31.12.2008 согласительной комиссии по урегулированию разногласий в отношении несогласованного перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "Хохряковское", вопрос о передаче муниципальному образованию "Хохряковское" спорного здания не согласован (ст. 4 Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ).
На основании установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что органами местного самоуправления муниципальных образований в целях разграничения муниципального имущества между муниципальным районом и вновь образованным сельским поселением не было надлежащим образом оформлено волеизъявление на передачу здания, установленный законом порядок согласования действий администраций муниципального района и поселения по передаче данного имущества не выполнен, в связи с чем у ответчика не возникло обязанности по передаче истцу во исполнение положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Закона Удмуртской Республики N 50-РЗ истребуемого здания.
...
Ссылка администрации муниципального образования "Хохряковское" на то, что спорное здание используется им для осуществления полномочий, предусмотренных подп. 12, 14, 15, 30 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", судом кассационной инстанции не принимается, поскольку не имеет самостоятельного правового значения для разрешения спора при указанных обстоятельствах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2011 г. N Ф09-6556/10 по делу N А71-2603/2009
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13979/11
14.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13979/11
27.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6556/10
11.03.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3441/09
20.12.2010 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-2603/09
19.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6556/10-С6