Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 января 2011 г. N Ф09-11349/10-С1 по делу N А50-6798/2010
Дело N А50-6798/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2012 г. N Ф09-3220/12 по делу N А50-17889/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2012 г. N 17АП-14317/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 17АП-1241/11
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Поротниковой Е.А., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Горнозаводскцемент" (далее - общество "Горнозаводскцемент") на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.06.2010 по делу N А50-6798/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Горнозаводскцемент" - Попова А.Ю. (доверенность от 12.01.2011 б/н), Кучин К.В. (доверенность от 26.02.2010 б/н), Мокрушин А.Н. (доверенность от 11.01.2011 N 122);
общества с ограниченной ответственностью "Виста-Про" (далее - общество "Виста-Про") - Фролова Е.Н. (доверенность от 11.01.2011 N 1);
Министерства природных ресурсов Пермского края (далее - министерство) - Маковей В.Ф. (доверенность от 11.01.2011 N 01/2).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество "Горнозаводскцемент" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к министерству о признании недействительными (с учетом уточненных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации): приказа министерства от 30.06.2008 N СЭД-30-300-245/235; лицензии серии ПЕМ N 80036 ТП и лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку известняков, пригодных для производства строительного щебня, на двух участках в Горнозаводском районе (Приложение N 1 к лицензии ПЕМ 80036 ТП); лицензии серии ПЕМ N 80037 ТП и лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку сланцев, пригодных для производства строительного щебня, на участке в Горнозаводском районе (Приложение N 1 к лицензии ПЕМ 80037 ТП).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Виста-Про" (далее - общество "Виста-Про"), Управление по недропользованию по Пермскому краю (далее - управление).
Решением суда от 28.06.2010 (судья Трефилова Е.М.) в удовлетворении заявления общества "Горнозаводскцемент" в части признания недействительным приказа министерства от 30.06.2008 N СЭД-30-300-245/235 отказано. В отношении остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 (судьи Васева Е.Е., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда в части прекращения производства по делу и возвращения государственной пошлины в сумме 4000 руб. отменено. В удовлетворении заявления общества "Горнозаводскцемент" о признании недействительными лицензии серии ПЕМ N 80036 ТП и лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку известняков, пригодных для производства строительного щебня, на двух участках в Горнозаводском районе (Приложение N 1 к лицензии ПЕМ 80036 ТП); а также лицензии серии ПЕМ N 80037 ТП и лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку сланцев, пригодных для производства строительного щебня, на участке в Горнозаводском районе (Приложение N 1 к лицензии ПЕМ 80037 ТП) отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Горнозаводскцемент" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о законности оспариваемых ненормативных актов, поскольку данные акты противоречат требованиям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), а также основаны на неполном исследовании обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств.
Как следует из материалов дела, 30.06.2008 министерством издан приказ N СЭД-30-300-245/235, в соответствии с которым обществу "Виста-Про" предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку известняков, пригодных для производства строительного щебня, на 2 участках в Горнозаводском районе Пермского края, а также включающего поиски и оценку сланцев, пригодных для производства строительного щебня, на участке в Горнозаводском районе Пермского края, сроком на 5 лет. В п. 3 приказа указано на оформление соответствующих лицензий на право пользования недрами.
На основании названного приказа обществу "Виста-Про" выданы лицензия ПЕМ N 80036 ТП на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку известняков, на 2 участках, расположенных в Горнозаводском районе Пермского края и лицензия ПЕМ N 80037 ТП на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку сланцев на участке недр, пригодных для производства строительного щебня в Горнозаводском районе Пермского края.
Неотъемлемыми составными частями каждой из указанных лицензий являются, в том числе: лицензионное соглашение об условиях пользования недрами (приложение N 1), приказ министерства от 30.06.2008 (приложение N 3) и схема расположения лицензионного участка с границами геологического отвода (приложение N 4). Согласно схемам расположения лицензионных участков, последние предоставлены для геологического изучения обществом "Виста-Про" на Пашийско-Кусьвинском месторождении.
Полагая, что названные приказ, лицензии и лицензионные соглашения являются незаконными и нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Горнозаводскцемент" обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества "Горнозаводскцемент" в части признания незаконным приказа министерства от 30.06.2008 N СЭД-30-300-245/235 суды исходили из того, что в период подачи обществом "Виста-Про" заявки на геологическое изучение участков недр Министерство являлось специально уполномоченным органом, ведающим вопросом выдачи лицензии на право пользования участков недр в целях геологического изучения. Заявка общества "Виста-Про" на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых на участках недр в Горнозаводском районе Пермского края подана в соответствии с требованиями ст. 9 Закона Пермского края от 30.10.2007 N 145-ПК "О порядке предоставления недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых" (далее - Закон N 145-ПК), оснований для отказа в приеме заявки на геологическое изучение не имелось.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части заявления общества "Горнозаводскцемент" о признании незаконными лицензий и лицензионных соглашений общества "Виста-Про", указав на то, что лицензии и лицензионные соглашения не являются ненормативными правовыми актами и не могут быть оспорены в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В данной части апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции. Апелляционный суд исходил из того, что лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления, то есть оспариваемые лицензии являются ненормативными правовыми актами органа государственной власти, который адресован конкретному лицу, носит властно-распорядительный характер и влечет для лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей. Следовательно, лицензия отвечает признакам ненормативного правового акта и может быть оспорена в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении заявления о признании лицензий незаконными, указав на отсутствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, а также прав и законных интересов общества "Горнозаводскцемент".
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 ст. 10.1 Закона о недрах, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения (в том числе участком недр местного значения, используемым для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).
В соответствии со ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.
На основании ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ст. 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
Как правильно указали суды, в 2008 году действовал перечень общераспространенных полезных ископаемых, утвержденный распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Госгортехнадзора России и Администрации Пермской области N 177-р от 16.04.2003, в котором к общераспространенным полезным ископаемым были отнесены известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц). Следовательно, известняки, используемые для производства строительного щебня, отнесены к общераспространенным полезным ископаемым.
На территории Пермского края порядок предоставления недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в период возникновения спорных отношений по выдаче лицензии регулировался Законом N 145-ПК, действовавшим до 17.09.2009.
В силу ст. 6 Закона N 145-ПК основанием возникновения права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые регионального значения, является решение специально уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края (далее - специально уполномоченный орган), принятое, в том числе в целях геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых.
Предоставление недр в пользование осуществляется путем выдачи недропользователю лицензии или разрешения (ч. 1 ст. 8 Закона N 145-ПК).
В силу ч. 7 ст. 8 Закона N 145-ПК лицензии на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых предоставляются на бесконкурсной основе.
Постановлением правительства Пермского края от 10.08.2007 N 180-п утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов Пермского края, согласно которому министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством. К функциям министерства относится принятие решений о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых (п. 3.2.6).
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что в период подачи обществом "Виста-Про" заявки на геологическое изучение участка недр, специально уполномоченным органом, ведающим вопросом выдачи лицензии на право пользования участков недр в целях геологического изучения являлось министерство.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 145-ПК в случае поступления двух или более заявок на геологическое изучение одного и того же вида общераспространенных полезных ископаемых на перекрывающихся полностью или частично участках специально уполномоченным органом принимается решение о проведении конкурса (аукциона) на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по данному объекту.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заявка общества "Виста-Про" на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых на участках недр в Горнозаводском районе Пермского края подана в соответствии с требованиями ст. 9 Закона N 145-ПК, оснований для отказа в приеме заявки на геологическое изучение, предусмотренных п. 2 данной нормы, не имелось.
Иных заявок на геологическое изучение указанных обществом "Виста-Про" в заявке общераспространенных полезных ископаемых на испрашиваемых им участках недр в Горнозаводском районе на момент принятия оспариваемого приказа не поступало.
Судами правомерно отклонены доводы общества "Горнозаводскцемент", изложенные им также в кассационной жалобе, о необходимости проведения конкурса, поскольку в силу ч. 7 ст. 8 Закона N 145-ПК лицензии на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых предоставляются на бесконкурсной основе. То есть требование о необходимости проведения конкурса для выдачи лицензии на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, законодательно не было закреплено.
Доказательств нарушения его прав и законных интересов изданием оспариваемого приказа министерства обществом "Горнозаводскцемент" в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что приказ министерства от 30.06.2008 N СЭД-30-300-245/235 издан в соответствии с действовавшими на момент его издания нормами законодательства и в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Выданные на основании данного приказа лицензии и лицензионные соглашения также соответствуют вышеприведенным нормам.
Оснований для переоценки данного вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что лицензии на право пользование недрами не являются ненормативными правовыми актами и производство по делу в данной части подлежит прекращению.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным, если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы юридического лица.
Апелляционный суд, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 11, 22 Закона "О недрах" сделал правильный вывод о том, что лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления, то есть оспариваемые лицензии являются ненормативными правовыми актами органа государственной власти, который адресован конкретному лицу, носит властно-распорядительный характер и влечет для лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей.
Так как лицензионные соглашения являются неотъемлемой частью лицензии, требование о признании лицензионных соглашений и лицензий правомерно рассмотрены апелляционным судом в качестве единого требования о признании ненормативного акта недействительным.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что поскольку приказ министерства от 30.06.2008 N СЭД-30-300-245/235 издан в соответствии с действовавшими на момент его издания нормами законодательства и в соответствии с предоставленными ему полномочиями, выданные на основании данного приказа лицензии и лицензионные соглашения также соответствуют нормам законодательства и не содержат условий, нарушающих права общества "Горнозаводскцемент".
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления общества "Горнозаводскцемент" в указанной части.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу. Между тем имеющиеся в деле доказательства судами исследованы, их переоценка не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены постановления апелляционного суда судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу N А50-6798/2010 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Горнозаводскцемент" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правомерно отклонены доводы общества "Горнозаводскцемент", изложенные им также в кассационной жалобе, о необходимости проведения конкурса, поскольку в силу ч. 7 ст. 8 Закона N 145-ПК лицензии на геологическое изучение общераспространенных полезных ископаемых предоставляются на бесконкурсной основе. То есть требование о необходимости проведения конкурса для выдачи лицензии на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, законодательно не было закреплено.
...
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным, если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы юридического лица.
Апелляционный суд, руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 11, 22 Закона "О недрах" сделал правильный вывод о том, что лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления, то есть оспариваемые лицензии являются ненормативными правовыми актами органа государственной власти, который адресован конкретному лицу, носит властно-распорядительный характер и влечет для лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2011 г. N Ф09-11349/10-С1 по делу N А50-6798/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника